Абрамов — следователь «СМЕРШ»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/06/denpobedi.jpg

Свой путь огненными дорогами Великой Отечественной войны Фёдор Абрамов начал 22 июня 1941 года. В этот день студент филологического факультета Ленинградского университета добровольцем ушёл в народное ополчение. Через три месяца, 22 сентября, рядовой, пулемётчик 377-го отдельного артиллерийско-пулемётного батальона, он был ранен в боях за город Старый Петергоф. Госпиталь — и обратно на Ленинградский фронт рядовым первого ударного батальона 325-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии.

Малоизвестный факт биографии писателя Фёдора Абрамова: вторая половина его военной службы прошла в «СМЕРШ» — отделе контрразведки Архангельского военного округа

Доброволец
В этот раз в боях на передовой Абрамов провёл всего десять дней — 28 ноября разрывная пуля перебила ему обе ноги. Есть информация, что в тот день он мог умереть от потери крови, поскольку его сочли убитым. Повезло: оставшийся безвестным боец похоронной команды случайно обнаружил, что солдат жив. Он нечаянно пролил на лицо лежавшего в нескольких метрах от колючей проволоки Абрамова воду из котелка, и «мертвец» застонал.
Снова госпиталь, развёрнутый в его университете. И голодная зима 1941/42 года. Первая блокадная зима для жителей Ленинграда. В феврале 1942 года Фёдор Абрамов эвакуирован по Дороге жизни в тыл.

«Смерть шпионам»
В апреле, получив отпуск, он приехал в родную Верколу и стал учителем в школе. По окончании отпуска комиссия признала его годным к нестроевой службе и направила служить заместителем политрука роты в 33-м запасном стрелковом полку в Архангельском военном округе.
1 февраля 1943-го Абрамов назначен помощником командира взвода Архангельского военно-пулемётного училища. Именно там его и приметил отдел контрразведки округа, особо отметив знание немецкого и польского языков.
С 17 апреля Фёдор Абрамов приступил к исполнению обязанностей помощника оперуполномоченного резерва «СМЕРШ». В августе стал следователем, а в июне 1944-го и до конца войны — старшим следователем следственного отделения отдела «СМЕРШ».
Первейшей задачей контрразведчика Абрамова и его коллег была борьба с немецкими разведчиками и диверсантами, как кадровыми, так и завербованными абвером среди русских военнопленных. Они должны были собирать информацию о военных перевозках по Северной железной дороге и устраивать на ней диверсии, препятствуя всеми возможными способами снабжению армии.

Радиоигра
В течение 1943 года архангельский отдел «СМЕРШ» вёл следствие по делам 27 разведгрупп противника, насчитывающих 113 человек. Например, в ночь на 8 октября 1943 года в Вологодской области была сброшена группа из двух парашютистов, которые в тот же день сдались, явившись в ближайший от места высадки сельсовет. 25 октября допрос радиста проводил Фёдор Абрамов.
Впоследствии, отдавая должное профессионализму вчерашнего студента, его привлекли к проведению одной из самых успешных радиоигр с немцами. В результате противник, будучи уверенным в успешной работе первой партии своих диверсантов, сбросил им в помощь подкрепление из 17 человек, которые были пленены.
Радиоигра продолжалась. Лейтенант Абрамов сумел так дезинформировать врага, что немцы поверили в результативность этого объединённого отряда и провели заброску ещё одной группы из 22 человек. А также множества контейнеров со взрывчаткой, оружием, деньгами и продовольствием. Ориентирами для сброса послужили костры, разложенные оперативниками «СМЕРШ». Ещё одним результатом радиоигры стало принятие командованием вермахта решений, отвечавших интересам Красной Армии.
Но не только с диверсантами пришлось бороться Фёдору Абрамову. Были в его практике и дела о злоупотреблениях, дезертирстве, воровстве отдельных армейских командиров.

Возвращение в университет
Сколь ни была нужна его служба, но Абрамов не собирался долго носить военный мундир. В ноябре 1944 года он подаёт рапорт на имя начальника кадров, в котором пишет о желании завершить образование в Архангельском пединституте. Но судьбе было угодно, чтобы он получил диплом в Ленинграде. В августе 1945 года в адрес начальника отдела «СМЕРШ» теперь уже Беломорского военного округа генерал-майора Головлева пришло письмо от ректора ЛГУ профессора Вознесенского:
«Прошу демобилизовать и направить в моё распоряжение для завершения высшего образования бывшего студента 3-го курса филологического факультета т. Абрамова Фёдора Александровича.
Тов. Абрамов за время своего пребывания в университете зарекомендовал себя как способный и дельный студент, и есть основания полагать, что из него выработается полноценный специалист-филолог, в которых так остро нуждается наша страна».
2 октября 1945 года был подписан приказ № 153, в котором говорилось:
«На основании закона о демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии от 23 июня 1945 года нижепоименованные офицеры увольняются из кадров Красной Армии в запас:
1. Старший следователь ОКР «СМЕРШ» БелВО — лейтенант Абрамов Фёдор Александрович.
Увольняется для завершения высшего образования».
22 октября 1945 года увольнение Абрамова было подтверждено приказом начальника «СМЕРШ» генерал-полковника Абакумова.
О своей службе в контрразведке Фёдор Абрамов написал автобиографическую повесть «Кто он?».
При подготовке статьи использованы материалы архива РУ ФСБ по Архангельской области и сайта «Фёдор Александрович Абрамов» (www.fabramov.ru).

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архив записей