История города на Малой Труда

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2024/04/1-10.jpg

О чём расскажут фотографии на стеле

В нашу редакцию не раз обращались читатели с просьбой рассказать о том, как велась подготовка к выбору фотографий, которые отражены на стеле, установленной в честь присвоения городу почётного звания «Город трудовой доблести». В таких случаях, чтобы информация была достоверной, всегда нужно обращаться к людям, которые принимали в этом непосредственное участие. Руководителем рабочей группы по разработке и реализации дизайн-проекта мемориального комплекса была помощник главы Северодвинска Татьяна Ивановна Макурова. К ней мы и обратились с просьбой рассказать об этом подробно.

Напомним, почётное звание «Город трудовой доблести» нашему городу по указу Президента России присвоили в мае 2021 года. А в июле прошлого года на проспекте Труда напротив школы № 20 была установлена стела с изображением герба Северодвинска и текстом указа президента о присвоении этого звания городу. Композиция включает в себя 17-метровую стелу и четыре пилона высотой 4,5 метра.

По словам Татьяны Макуровой, базовый проект разработал скульптор Денис Стритович. Общая форма стелы — обязательное условие для обеспечения единообразия проектов. Пропорции стелы отличаются в зависимости от размера монумента, она можетт быть выполнена из разных материалов: к примеру, из стекла, нержавейки, гранита, но форма одинаковая во всех городах России. А вот размер и форма композиционных пилонов определяются исходя из условий городского ландшафта, военной истории города и климатических условий.

Памятная композиция демонстрирует небольшую, но очень значимую часть истории Северодвинска. В основу проекта легла не только информация о трудовом подвиге горожан, но и морская тематика.

— Город Северодвинск, до 1957-го носивший имя Молотовск, в годы войны внёс огромный вклад в общую Победу советского народа над фашистской Германией. В военные годы в самые кратчайшие сроки здесь были построены морской порт, крупная судоремонтная база военного, ледокольного и транспортного флота, велось строительство кораблей, создавалась продукция, необходимая фронту и тылу, а также находилась госпитальная база Карельского фронта, — рассказала Татьяна Ивановна.

По её словам, в настоящее время есть точные цифры мобилизованных в годы войны, а также погибших и пропавших без вести. Сегодня, как говорит Татьяна Макурова, чтобы не было путаницы, нужно эти цифры знать. Так, количество мобилизованных — 17 517 человек, а число погибших и пропавших без вести — 4722 человека.

Татьяна Макурова поделилась, что велась сложная и напряжённая работа над дизайн-проектом монумента. Рабочей группой была учтена морская тематика города, конструкции элементов изготовлены из нержавеющей стали, элементы комплекса объединены площадкой в форме штурвала, выложенной гранитной плиткой. Высота стелы составляет 17 метров, высота пилонов — 4,5 метра.

Пилоны выполнены в форме стилизованных корпусов кораблей, устремлённых к стеле, на бортах размещены декоративные вставки, на которых в виде коллажей отображена деятельность предприятий в военное время, а тексты коротко, но ёмко дополняют информацию на коллажах.

— Было принято решение изготовить рельефные панно с изображением указа Президента Российской Федерации, герба Северодвинска и коллажей методом художественного литья из бронзы с нанесением декоративного покрытия из никеля. В результате изображения отлиты объёмными и правдивыми, им не требуется специальный уход, не страшны дождь и снег, — рассказала Татьяна Макурова.

Она добавила, что размещение материалов на стеле и пилонах было продумано и обосновано. Прежде всего показаны люди, чей героический труд вложен в приближение Великой Победы, на пилонах размещены изображения рабочих, в том числе подростков, женщин, молодёжи, за работой в цехах.

Расскажем подробнее о концепции размещения материалов на пилонах.

Пилон 1, сторона 1

На пилоне — коллаж из фотографий: опиловка заусениц на отливках 82-миллиметровых мин; выбивка отливок 82-миллиметровых мин из кокилей в литейном цехе; готовые 82-миллиметровые мины после маркировки.

Ремонтно-механический завод обеспечивал выпуск корпусов мин. В 1939 году в Молотовске начал действовать ремонтно-механический завод, в дальнейшем — Спецзавод № 3 УИТЛК НКВД, завод «Севдормаш». На базе Спецзавода № 3 была подготовлена производственная база для выпуска мин, налажен выпуск чугунных крыльев и стабилизаторов. В цехах спецзавода были установлены печи-вагранки, в которых начали отливать чугун. Измерительный инструмент, металл для стабилизаторов, станки для спецзавода предоставил завод № 402. К 1943 году выпуск 50-миллиметровых мин составил 30 000 единиц в месяц, все остальные предприятия Архангельской области выпускали сообща 15 000 единиц в месяц. Вскоре завод освоил выпуск 82-миллиметровых, 120-миллиметровых мин для тяжёлых армейских миномётов.

Пилон 1, сторона 2

На пилоне — коллаж из фотографий: аптекари эвакогоспиталя № 2522, в палате эвакогоспиталя № 2522.

В городе действовали четыре эвакуационных госпиталя. В Молотовске в эвакогоспиталях проходили лечение бойцы Карельского фронта. В здании школы № 7 (ныне — школа № 8) был оборудован эвакогоспиталь № 2522. Строители переоборудовали школьные помещения в операционные, перевязочные, выделили пищеблок, санпропускник. К августу 1941-го госпиталь был готов. Зимой 1942 года в городе разместились прибывшие с персоналом и оборудованием эвакогоспитали № 4870 (в помещении школы № 1), № 4871 (в здании управления строительства), № 1142 (в зданиях гостиницы «Маяк» и роддома на улице Пионерской).

На трёх пилонах отображена деятельность завода № 402 (ныне — АО «ПО «Севмаш»).

Пилон 2, сторона 1

На пилоне — коллаж из фотографий: танкер «Сан-Амброзио», причал порта.

В порту Молотовска было принято более 1 миллиона 200 тысяч тонн вооружения, топлива, оборудования и продовольствия. В кратчайшие сроки на заводе № 402 был организован морской порт, где разгружались грузы военного назначения, в том числе союзных караванов, пришедших по северному пути. Уже 26 ноября 1941 года порт Молотовска принял первое судно союзного конвоя — британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3. Пришвартовавшись к временному нефтепирсу, уже оборудованному насосной и парогенераторной станциями, по трубопроводам, уложенным прямо на пешеходных мостках, танкер перекачал на берег тонны авиационного бензина, столь нужного фронту.

Всего за годы войны, по данным Инженерного управления Наркомата внешней торговли СССР, в порту Молотовска было принято и обработано более 1200 тысяч тонн грузов, порядка 63% всего объёма грузов, поступивших через Архангельский морской торговый порт по беломорскому региону, в том числе более 920 тысяч тонн из общего количества свыше 1,9 миллиона тонн импортных грузов военного назначения союзных караванов. С заводских причалов было отгружено более 70 тысяч вагонов вооружения, боеприпасов, стратегических материалов, продовольствия.

Пилон 2, сторона 2

На пилоне — фотографии мастера РУ № 1 П. И. Зудова с учащимся Ушаковым и рабочей в цехах завода № 402.

На заводе № 402 отремонтировано 139 кораблей, грузовых судов и ледоколов. Здесь проводился ремонт иностранных и советских судов. С огненных маршрутов северных конвоев суда приходили израненными вражескими бомбами, торпедами, помятыми и повреждёнными штормами и морскими льдами. Ставилась задача в кратчайший срок восстановить эксплуатационные и мореходные качества судов. Не имея ни докового оборудования, ни достаточного количества причалов, завод выполнял все текущие и аварийно-восстановительные ремонты. Как символ этой работы отображён ледокол «Иосиф Сталин». Попавший в январе 1942 года в районе Горла Белого моря под интенсивную бомбардировку, «Иосиф Сталин» был восстановлен за полтора месяца. Гитлеровский миф о гибели крупнейшего советского ледокола был развеян.

За годы войны на заводе № 402 были отремонтированы и перевооружены 139 кораблей и судов, в том числе 33 боевых корабля и вспомогательных судна ВМФ, 24 ледокола, 12 советских и 70 иностранных транспортов, получивших повреждения в ходе транспортных операций на Севере.

Пилон 3, сторона 1

Заводом № 402 переданы Северному флоту подводные лодки Л-20, Л-22 и 12 больших морских охотников. Постановлением Государственного комитета обороны предписывалось строительство больших морских охотников за подводными лодками проекта 122А, которые предназначались для борьбы с вражескими субмаринами на относительно небольшом удалении от баз.

Первоначально предполагалось строить морские охотники по сварному варианту, но это оказалось невозможным в условиях войны. Чертежи были переработаны со сварного на клёпаный вариант. На одном из охотников окончательный монтаж линии валопровода был осуществлён на стапеле, а не на плаву. Сложности строительства — нехватка материала, несовершенство технологии — были преодолены к концу 1943 года. Успеху корабелов сопутствовали творческий поиск и смелые идеи заводских специалистов.

На третий год войны со стапелей начинают сходить корабли. Первый большой морской охотник проекта 122А «Штурман» спущен на воду в сентябре 1943-го и после проведения государственных испытаний в мае следующего года вступил в боевой строй флота. В конце июня флоту передан большой морской охотник «Кировец». А в июле состоялась сдача сразу двух кораблей. Всего за годы войны построено и передано Северному флоту 12 больших морских охотников за подводными лодками.

Пилон 3, сторона 2

На пилоне — изображения мастера Тронкина с молодыми рабочими в цехе завода № 402, подводной лодки Л-22, фрагмент спуска трала-паравана.

Завод № 402 выпускал для армии и флота корпуса снарядов и бомб, морские минные тралы, орудийные башни. В сентябре 1941 года с ленинградского завода № 189 имени С. Орджоникидзе в Молотовск прибыли для достройки подводные лодки Л-20 и Л-22 (подводные минные заградители). К осени 1942-го обе лодки вошли в состав Северного флота. Так корабелы получили первый опыт подводного судостроения.

Подводные лодки принимали активное участие в Великой Отечественной войне, ведя поисковые и минно-заградительные действия на коммуникациях противника. Командир Л‑20 капитан третьего ранга В. Ф. Тамман занял первое место среди командиров подводных лодок по объёму вражеского тоннажа, отправленного на дно. Подводная лодка Л‑22 совершила 12 боевых походов и в июле 1945 года была награждена орденом Красного ‌Знамени.

Наряду со строительством кораблей завод приступил к производству продукции, крайне необходимой фронту и флоту: это ёмкости под жидкое топливо и бензин, головки и корпуса бронебойных снарядов БС-76 мм, фугасные авиабомбы, морские минные тралы, понтоны, взрыватели для глубинных бомб, артиллерийские башни, гребные винты, якоря Холла, мостовые железнодорожные конструкции, автобензоцистерны и многое другое. Помимо основной продукции на фронт отправлялись сапёрные лопаты, солдатские котелки и кружки. Для нужд сельского хозяйства было изготовлено более 500 тысяч единиц запчастей для тракторов и другое мелкое оборудование.

В связи с оккупацией Николаева и блокадой Ленинграда, где производились минные тралы, их производство было организовано в Молотовске на заводе № 402, который стал основным поставщиком тралов для противоминной защиты боевых кораблей и судов страны. В специальной директиве наркома судостроительной промышленности И. И. Носенко отмечалось, что «завод № 402 является в настоящее время единственным заводом, который должен обеспечить флот в нужном количестве тральным оружием». Изготавливались тралы на специально организованном производстве. В срочном порядке пришлось разворачивать сложное производство с тросами, резаками, поплавками, параванами и прочими компонентами контактных тралов. С четвёртого квартала 1942 года изготовление морских минных тралов достигло двух с половиной тысяч комплектов. К середине 1943 года завод выпускал 35% тральной продукции страны.

Пилон 4, сторона 1

На пилоне отображены здание ТЭЦ в годы войны и здание эллинга, завод № 402. На коллаже размещено изображение фронтовой бригады Ивана Телепнёва. Бригады брали на себя обязательства совмещать профессии, уплотнять рабочий день, максимально повышать производительность труда. К концу 1944 года на заводе работало 285 комсомольско-молодёжных бригад, 54 из них носили почётное звание фронтовых. Стахановцев и ударников было более 1500 человек.

Красные знамёна Государственного комитета обороны вручены заводу № 402 и ТЭЦ за трудовые победы. На пилоне отображены Красное знамя и предприятия, награждённые Красными знамёнами ГКО. Награждение предприятий Красными знамёнами ГКО — это одно из условий присвоения звания «Город трудовой доблести». Во время войны ТЭЦ 11 раз была победителем Всесоюзного социалистического соревнования промышленных электростанций. В июле 1946 года за отличную работу Красное знамя ГКО было оставлено ТЭЦ на постоянное хранение.

В 1944 году заводу № 402 было присуждено первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании с вручением Красного знамени Государственного комитета обороны. Таких успехов коллектив добился благодаря слаженному труду рабочих, инженерно-технических работников и служащих. В дальнейшем завод неоднократно был в числе победителей соцсоревнования. В годы войны, несмотря на трудности, завод вышел в число передовых предприятий.

Пилон 4, сторона 2

Более пяти тысяч заводчан и жителей города удостоены государственных наград за самоотверженный труд. Отображены фото подростка Димы Малыгина, работника завода № 402, погрузка орудия на палубу корабля, монтаж корабельной орудийной башни как символы героического труда в военные годы.

Деятельность предприятий города Молотовска в военное время, представленная коллажами на рельефных панно на пилонах, концентрируется на графике, размещённой на стеле.

На стеле на одной стороне труд работников завода символизирует изображение Александры Никитиной, фрезеровщика цеха № 58, ныне — цех № 11 АО «ПО «Севмаш», тему судостроения — изображение больших морских охотников с командами на палубе и тему судоремонта — изображение эскадренного миноносца «Гремящий», одного из кораблей сопровождения союзных конвоев. На кораблях Северного флота воевали многие молотовчане. Прославил себя в боевых походах эсминец «Гремящий». За время Великой Отечественной войны в боях и походах корабль прошел 60 тысяч морских миль. На гвардейском эсминце «Гремящий» воевали 30 молотовчан.

На второй стороне стелы показана тема поставки грузов северными конвоями — изображения разгрузки танков и угольного трансбордера в Молотовском порту.

По словам Татьяны Макуровой, рабочей группе совместно с архитекторами Российского военно-исторического общества удалось сделать интересный, необычный и современный объект. Торжественное открытие мемориального комплекса «Город трудовой доблести» прошло накануне празднования 85-летия Северодвинска на проспекте Труда.

Скульпторами РВИО отмечено, что в большей степени основные концептуальные решения были сделаны именно местными коллегами, стела в Северодвинске отличается от многих и является одной из лучших в стране. Исторические материалы на стеле и пилонах размещены в доступной и понятной форме, проект стал наиболее близким зрителям, получился в прямом смысле музей под открытым небом.

— Проделана огромная работа по разработке дизайн-проекта, подборке исторических материалов и фотографий. На нескольких поверхностях нужно было отобразить всю военную историю города, показать тех, кто каждый день своим трудовым мужеством и героизмом ковал Победу над фашистской Германией. Интересным получился формат пилонов, удалось подчеркнуть, что у Северодвинска морская основа. Следует отметить, что все, кто участвовал в подготовке и реализации проекта мемориального комплекса «Северодвинск — город трудовой доблести», работали с душой и полной самоотдачей: архитекторы РВИО, представители заводских и городского музеев, специалисты управления градостроительства и архитектуры администрации Северодвинска, подрядчики, которым был отведён очень короткий срок, — подчеркнула Татьяна Макурова.

Всем известно, что Северодвинск — город промышленный и работающий, который многое сделал для Великой Победы. Наглядное отображение материалов об истории города в годы войны способствует уважительному отношению к понятию «человек труда», признанию самопожертвования и героизма горожан. Важна память подвига, особенно для молодого поколения. Можно всей семьёй, с друзьями и коллегами прийти к памятному месту и ознакомиться с историческими фактами.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей