Испытан Ледовитым океаном

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2024/03/06-standard-scale-4_00x-gigapixel.jpg

Подводный ракетоносец К-51: со «Звёздочки» — в XXI век

От этого факта никуда не уйдёшь: все подводные лодки проекта 667БДРМ, построенные Севмашем во второй половине прошлого века, до сих пор являются надёжным морским щитом России. Головным кораблем этого проекта является РПКСН К-51, о котором есть повод рассказать.

40 лет назад, 7 марта 1984 года, его спустили на воду (ответственный сдатчик — В. А. Кабанов, сдаточный механик — Ю. В. Кальченко). Окончательно передали заказ ВМФ СССР 28 декабря 1984 года. Уводил корабль в Заполярье капитан первого ранга Г. И. Русаков. Наименование у подводного ракетоносца было, как шутили моряки, партийное: «Имени 26-го съезда КПСС». 4 марта 1984 года К-51 включили в состав Северного флота.

Естественно, на новый подводный крейсер были возложены большие надежды. В 1985—1986 годах на его базе осуществлялись испытания нового ракетного комплекса. В сентябре 1987-го лодка впервые для кораблей проекта 667БДРМ совершила арктический поход со всплытием на Северном полюсе, где были выполнены пуски баллистических ракет по программе совместных лётных испытаний в высокоширотных районах Арктики. В том же месяце подводный крейсер всплыл в географической точке Северного полюса и из надводного положения выполнил пуск двух баллистических ракет на минимальную дальность.

Боевые службы продолжались. Три года подряд — в 1987-м, 1988-м и 1989-м — корабль объявлялся отличным, а в ноябре 1989 года К-51 наградили переходящим Красным знаменем Мурманского обкома КПСС, облисполкома и Военного совета Северного флота. В декабре 1991 года лодка прибыла на Беломорскую ВМБ. В июне следующего года у неё сняли наименование «Имени 26-го съезда КПСС». Корабельные острословы шутили: «Наконец-то нас лишили партийности».

В середине февраля 1993 года К-51 привели на «Звёздочку» для ремонта и модернизации. Ведущим подразделением определили цех № 15 (начальник — С. Гамбург), ответственным сдатчиком назначили В. Пантелеева, сдаточным механиком — В. Григоровича. Ветераны «Звёздочки» до сих пор не забывают то трудное время: сокращение числа заказов, нищенское финансирование, длительные задержки зарплаты. Но завод работал, зная, что от результатов ремонта головного корабля проекта 667БДРМ во многом зависит будущее «Звёздочки». И не подвели заказчика! 4 июня 1998 года лодку вывели из эллинга.

Вспомним тот день — яркий, солнечный. Под крики «Ура!» могучий корпус К-51 показался в распашных воротах цеха № 15. Затем состоялся торжественный митинг, на котором выступил и. о. генерального директора предприятия В. Штефан, ныне почётный гражданин нашего города, сказавший: «Для выполнения этого ответственного задания руководство предприятия не раз принимало неординарные, нестандартные решения. Помогли богатый опыт заводчан, их желание сохранить за собой марку ведущего предприятия России по ремонту атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения». И подчеркнувший: «Министерство обороны России обязано рассчитаться с огромными долгами за работы, выполненные по госзаказу».

На ходовые испытания с новым наименованием

18 ноября 1999 года РПКСН К-51 под новым наименованием «Верхотурье» готовился выйти в Белое море на заводские ходовые испытания. С утра члены сдаточной команды стали подниматься на борт ракетоносца. Среди них были старые морские волки В. Тетерин, А. Асташов, В. Приходько и те, кто впервые получит морское крещение в глубинах Белого моря: В. Хромцов, А. Назаренко, Д. Сорокин, А. Никитин. Перед выходом лодки в море на КДП (контрольно-дозиметрический пункт), у которого она была ошвартована, побывали генеральный директор «Звёздочки» Н. Калистратов, и. о. генерального директора СПО «Арктика» А. Телепнев, представители Беломорской ВМБ, пожелав экипажу и сдаточной команде успехов в первой экзаменовке корабля.

Ракетоносца, давно не видевшего морской стихии, окружили буксиры «Садко», «Бочаров», «Аншуков», «Малахит» и «Витязь». На часах — около 11.00. «Верхотурье» даёт три пронзительных гудка — и буксиры медленно выводят его в акваторию порта. Буквально через несколько минут за кормой лодки поднялись буруны — заработал гребной винт. И подводный крейсер, кроша первый лёгкий лед, пошёл вперёд. Буксиры, кроме «Садко» и «Витязя», отошли в сторону, они сопровождали лодку дальше.

На последнем посчастливилось быть и мне для подготовки репортажа в заводскую многотиражку «Трудовая вахта» и «Северный рабочий». Помнится, погода была солнечная, почти безветренная. Посреди акватории порта, прямо под бортами лодки, резвились… нерпы. У экипажа и заводчан было отличное настроение, как и у командира корабля капитана первого ранга Б. Дурцева.

Белое море встретило нас сплошной шугой, льдины же были толщиной от пяти до восьми сантиметров. Лодка уверенно набирала скорость, «Садко» и «Витязь» еле поспевали за ней. Огромный тёмный корпус океанского витязя, бесшумно скользящий сквозь шугу, даже не вспугнул парочку тюленей, выбравшихся «позагорать» из студеной беломорской воды. Зато при виде буксиров морские обитатели, сделав нам приветствие хвостами, плюхнулись в полынью, подняв столбы воды. Ещё несколько минут хода — и мы подошли к району приёмного буя, где, остановившись, нас поджидало «Верхотурье», чтобы высадить на «Витязя» командира дивизиона ремонтирующихся АПЛ капитана первого ранга С. Баранникова, сопровождавшего заказ, и нескольких заводских специалистов. Наш буксир повернул в сторону Северодвинска, подводный крейсер пошёл дальше, в район испытаний, за ним — дизель-электроход «Садко». Забегая вперёд, скажу: все этапы ходовых испытаний прошли успешно.

Слова академика Ковалёва сбылись

Наступил долгожданный день передачи заказа флоту. 25 декабря 1999 года в конференц-зале заводоуправления состоялась торжественная церемония подписания приёмного акта. На ней присутствовали командующий Северным флотом адмирал В. Попов, директор Федерального агентства по судостроению В. Поспелов, генеральный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» С. Ковалёв, депутат Госдумы А. Пискунов, руководитель группы советников госкомпании «Росвооружение» И. Белоусов, мэр Северодвинска А. Беляев. Свои подписи под актом о передаче РПКСН «Верхотурье» Военно-морскому флоту поставили председатель государственной комиссии капитан первого ранга Л. Смирнов и ответственный сдатчик В. Пантелеев.

Затем состоялись выступления. Несомненно, самым эмоциональным было слово дважды Героя Социалистического Труда академика Ковалёва. Сергей Никитич высоко оценил это событие, ставшее редким в те годы, поблагодарив коллектив «Звёздочки» за возрождение подводных сил страны, назвав труд корабелов поистине героическим, и сказал, что не исключена возможность прихода на предприятие для обновления остальных подводных крейсеров проекта 667БДРМ (слова академика сбылись — так оно и было в последующие годы).

РПКСН «Верхотурье» со «Звёздочкой» расстался 6 июля 2000 года, взяв курс в Заполярье, шагнув в новый, XXI век. Через десять лет надёжной службы, о чём не раз сообщалось по каналам центрального телевидения, лодка вновь вернулась на «Звёздочку», чтобы пройти работы по ремонту, восстановлению технической готовности и продлению срока службы. Ракетоносец К-51, как и его собратья, по-прежнему является основой морских стратегических ядерных сил России.

Фото Минобороны России

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей