Судьбы кораблей

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2024/02/1-33.jpg

Как «букашка» айсберг «поцеловала»

Как видно из открытых источников, зимний месяц февраль тоже продуктивен для атомных подводных лодок, строящихся на Севмаше. Почему — ответ простой: зачисление АПЛ в списки кораблей ВМФ, их закладка, спуск на воду, окончательная передача заказчику. То есть каждая из построенных подводных лодок в упомянутом месяце проходила одну из этих процедур. И больше всего с февралём в первой половине 70-х годов прошлого века были связаны АПЛ проекта 667Б, прозванные подводниками-североморцами «букашками».

Севмаш построил 10 таких подводных крейсеров, девять из которых и стали февральскими. Открыла этот счёт АПЛ К-279 (заводской номер 310), головной корабль проекта. Лодка была зачислена в списки кораблей ВМФ СССР в первой декаде февраля 1970 года. Окончательно её передали заказчику в конце декабря 1972-го. Правительственную комиссию возглавлял Герой Советского Союза вице-адмирал А. И. Сорокин, давший высокую оценку новому подводному ракетоносцу. Уводил его в Заполярье капитан первого ранга В. П. Фролов, вскоре ставший контр-адмиралом. Говорят, это был первый случай в истории послевоенного отечественного флота, когда командиру корабля присвоили адмиральское звание. В январе 1973 года К-279 включили в состав Северного флота, начались боевые службы и боевые дежурства.

В 1979 году судьба привела «букашку» на «Звёздочку» для среднего ремонта. Ведущим подразделением определили цех 15, ответственным сдатчиком назначили Л. Д. Абрамова, сдаточным механиком — Ю. Л. Юденко. Поскольку АПЛ проекта 667Б завод ещё не ремонтировал, ей уделялось самое пристальное внимание — как со стороны руководства, так и со стороны заводского штаба соцсоревнования и заводской многотиражки «Трудовая вахта» (в то время её возглавлял автор этих строк. — Прим. ред.). Гласность освещения продвижения работ на заказе была постоянной, в чём немалая заслуга внештатного корпоста, созданного на лодке. На страницах газеты не раз упоминалась ударная работа передовых бригад К. А. Сеся, А. В. Рослякова, Ю. А. Серова, А. А. Рыжакова, А. В. Лапина (цех 15), И. М. Петрыкина (цех 9), И. Н. Дурнева, В. К. Дудко, Г. В. Новожилова (цех 16), Н. А. Савосты (цех 41), В. П. Трофимовича (цех 41). Лодку сдали флоту в намеченные сроки.

После обновления на «Звёздочке» К-279 вновь вернулась на Северный флот. В 1982—1983 годах лодка находилась в Белом море, где несла боевую службу в течение всей зимы. В практически замкнутой, недоступной для потенциального противника акватории К-279 несла службу в течение полугода до весеннего таяния льда. Смена экипажей корабля проводилась при помощи ледокола «Руслан» Беломорской ВМБ.

К сожалению, у кораблей, как и у людей, бывают неприятности. Так случилось и с К-279. В 1984 году лодка под командованием капитана первого ранга В. А. Жукова, неся боевую службу в центре моря Баффина, при скорости семь узлов столкнулась с айсбергом. С дифферентом 45 градусов корабль провалился на глубину 287 метров. Подводники не растерялись. Благодаря умелым распоряжениям командира, грамотным действиям экипажа, большинство которого составляли матросы и старшины срочной службы (вот она — советская школа подплава!) ракетоносец был спасён и благополучно вернулся на родную базу. Как потом стало известно, ни один навигационный гидрографический справочник до этого случая не давал глубину самых крупных айсбергов более 160 метров.

После окончания эксплуатации К-279, имеющая в активе ряд наград, в числе которых вымпел министра обороны «За мужество и воинскую доблесть», вернулась на «Звёздочку» для утилизации. Экипаж корабля передал заводскому музею ряд механизмов, ставших уникальными экспонатами, в том числе штурманский прибор Т-62 (автопрокладчик курса АПЛ), машинный телеграф, глубиномер. Здесь оформлен стенд, посвящённый истории лодки и её экипажу, коллективам, принимавшим участие в её ремонте, среди которых участки Н. А. Кольцова, В. А. Елкина, В. М. Воробьёва, Р. Ф. Гарипова, Е. В. Станкевича и других.

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей