Живые костюмы и народное творчество

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/12/0ym3cCTJ5so-.jpg

Фестиваль «Во Поморской стороне живём» завершился праздничным концертом

Кроме концертной программы, состоящей из творческих номеров землячеств, этнических общин и творческих объединений, в этом году впервые на сцене зрители увидели дефиле традиционных костюмов Поморья XVIII, XIX и XX веков. В качестве моделей выступили участники общественных организаций и творческих коллективов.

Отдохнуть душой, почувствовать сердцем магическую силу родной музыки и, конечно, полюбоваться народным костюмом, который является визитной карточкой каждого землячества. В этом году фестиваль выиграл областной грант как лучшая муниципальная практика, поэтому традиционное мероприятие разделили на этапы. Первый этап состоялся 12 ноября в Доме корабела, тогда общественники познакомили горожан с национальными играми, песнями, танцами и музыкальными инструментами, провели тематические мастер-классы. Второй этап фестиваля, который прошёл в ЦКиОМе 16 декабря, превратился в настоящий показ народной моды. Но перед эффектным дефиле — награждение общественников по итогам 2023 года.

— Для кого-то из вас Северодвинск, может, и не является малой родиной, но за то время, которое вы живёте здесь, он стал для вас близким, родным, тёплым, гостеприимным домом. От всей души поздравляю все наши землячества, этнические общины с завершением сезона. У нас было много мероприятий — как развлекательного, так и образовательного характера. Спасибо за ваше творчество! В преддверии Нового года хочу пожелать мира, добра и тепла, — с приветственным словом к участникам обратилась заместитель главы города по социальным вопросам Ирина Сахарова.

Почётные грамоты администрации Северодвинска Ирина Сергеевна вручила участнице семейной фольклорно-этнографической студии «Нёнокоцкая ключёвка» Наталье Лудиновой и руководителю коллектива вокального ансамбля украинской песни «Мрия» Тамаре Фалёвой. Также благодарностей городской администрации удостоены баянисты коллектива «Забава» Северодвинского отделения Шенкурского землячества Александр Попов и Валерий Луканов, члены региональной общественной организации развития гражданской ответственности пенсионеров «Возраст мудрости» Виктор Елизаров и Анатолий Голованов, участницы фольклорного коллектива «Пинежские зореньки» Северодвинского отделения региональной общественной организации «Пинежское землячество» Галина Гутник и Мария Жданова, а также заместитель председателя местной общественной организации «Азербайджанское землячество» Гюндюз Юнус Оглы Миралиев.

Честь открыть модный показ выпала общественному объединению «Семейная фольклорно-этнографическая студия «Нёнокоцкая ключёвка». Их коллекция нарядов словно показывает все оттенки древнего села: сиреневый закат, оранжевое летнее солнце, голубое море, зелёные луга и плодородная земля. Представительницы Нёноксы на сцене держатся уверенно и спокойно. В их багаже — участие в Межрегиональном фестивале «Костюм Русского Севера», где нёнокшанки стали дипломантами второй степени. Одежду городского покроя, бытовавшую в посаде Нёнокса Архангельской губернии в конце XIX — начале XX века, представили и для северодвинцев. Костюмы изготовлены участницами студии в период с 2010 по 2023 год. Большая часть нарядов сшита нёнокшанкой, исследовательницей и хранительницей нёнокского костюма Любовью Кормишиной.

— Близость посада Нёнокса к губернскому столичному городу Архангельску, родственные деловые и торговые связи наложили свой отпечаток на нёнокоцкую моду. В конце XIX — начале XX века нёнокшанки стали одеваться на городской манер. Шили и носили платья, а также костюмы, называемые парочкой, которые состоят из юбки и казачка (кофты). Современные костюмы шились на основе сохранившихся костюмов и семейных архивов фотографий. Сегодня в этих живых нарядах современные нёнокшанки красуются на традиционных праздниках, — рассказала Любовь Александровна.

Участница «Нёнокоцкой ключёвки» и одна из учредителей студии Наталья Лудинова прямой связи с Нёноксой не имеет. В селе женщина впервые побывала в начале 2000-х, вместе со скаутами помогала восстанавливать храм и очень впечатлилась. Затем несколько раз ездила сюда с экскурсиями, а потом и на праздник удалось попасть, так и закрутилось… Для неё древнее село — это прежде всего хорошие люди, которые сохраняют традиции посада.

— На сцене мне очень комфортно. Когда я надеваю народный костюм, я чувствую себя совсем по-другому. Спокойнее, степеннее, умиротворённее. Я надела его — и мне никуда не надо спешить, костюм не располагает к тому, что нужно куда-то бежать сломя голову. Это праздник! Это себя показать! Сразу хочется спинку расправить, походка другая становится. На фестивале мы демонстрировали личные костюмы участниц студии, мы их надеваем на праздники, и в принципе мы уже в них живём. Любовь Александровна — наш вдохновитель, она чётко соблюдает крой, историческую точность. Мы хотим сломать стереотип и не одеваться в одинаковые народные костюмы. Да, у нас один и тот же крой, но цвет, ткань разные, да и сидит костюм на всех по-разному. Раньше же тоже было разнообразие, глаз радовался! Женщины никогда не хотели быть похожими на кого-то. Это странно, если в деревне все одинаково одеты. Даже если привозили одну ткань, каждая шила что-то своё, — поделилась Наталья Лудинова.

Танцевально-фольклорный коллектив «Поморочка» региональной общественной организации «Возраст мудрости» также продемонстрировал зрителям поморский костюм. Модели красовались в шифоновом подпоясанном платье, на голове — кокошник, а на плечах — кашемировая шаль начала XX века из деревни Некрасово Мезенского уезда. Ещё один вид одежды — шёлковый сарафан на лямках, отделка — кружева по подолу, пояс плетёный. Этот наряд начала XX века — из деревни Лепской Мезенского уезда.

В народных костюмах на сцене блистали и представители Лешуконского землячества. Как вспоминают уроженки Лешуконского района (книга Т. А. Левачевой «Поморский традиционный костюм»), наряды переходили от матери к дочери, шили сарафаны с рукавами (платья) или на лямках (второе название — лопотины) из привозных материалов. Платье-сарафан из гарнитура имели не все, только зажиточные. Носили по большим праздникам летом — на Петров, Ильин, Егорьев день, Троицу. Шёлковый сарафан шила каждая девка. Вот и представительницы землячества показали костюм, состоящий из юбки в пол, кофты-коротёны и повязки, а также праздничное платье, украшенное отделкой из кружева на груди, подпоясанное широким поясом, на голове — повойник.

Народный костюм — неотъемлемая часть культуры и искусства народа, — к сожалению, становится историей. Если во многих деревнях Архангельской области костюм часто встречался в быту до войны, а в глубинке — до 1960-х годов, то сейчас его можно найти у немногих северян, чаще — в фольклорных коллективах. Так и представители Пинежского землячества показали костюмы, которые бытовали на Пинежье в конце XIX — начале XX века.

— Городская мода тоже повлияла на этот край. Наша коллекция представлена городскими платьями, сшитыми знаменитой пинежанкой, известным модельером Анной Злотко. Парочка — казачок и юбка — тоже новодел, мужская рубаха, украшенная машинной вышивкой и тесьмой, большой пинежский наряд — повязочница — сшиты известным пинежанином Николаем Терюхиным. Синяк — традиционный пинежский самотканый сарафан. Ему около 15 лет, привезён из деревни Земцово Пинежского района. В нём девушка замуж выходила, в нём её и хоронили. Есть в нашей коллекции и старинный самотканый сарафан из льняной холстины, ему около 150 лет, — рассказали участницы Пинежского землячества.

Авторские работы шенкурских (важских) нарядов мастерицы Елены Александровны Румянцевой продемонстрировали модели Шенкурского землячества. Среди них — сарафанный комплекс, характерный для Важского края конца XIX века: рубаха на кокетке богато украшена вышивкой крестом, головной убор сорока расшит архаичным узором с птицами, сарафан на лифе 20-х годов прошлого века, головной убор копытце, очелья которого расшиты узорами шенкурской прядильной росписи, шейные украшения вышиты бисером.

— Сарафан на лифе сшит вручную, узор верхней части, взятый из важской росписи, расшит бисером и шёлковым шнуром, накладной воротник связан крючком, головной убор сборник сшит по образцу конца XIX века. Сарафан «Сиреневый закат»: узор с лебедями скопирован со старинной золотой вышивки Важского уезда. Сшитый пояс декорирован тесьмой, узор головного убора сорока скопирован со старинного кокошника, — рассказали представительницы Шенкурского землячества.

Холмогорское землячество представило женскую одежду Архангельской губернии, а также продемонстрировало оригинальный костюм конца XVIII — начала XIX века, предоставленный музеем села Сельцо Холмогорского района.

— Русская народная рубаха — один из главных атрибутов народного костюма. Нижняя юбка под сарафан, кстати, их должно быть не менее шести. Передник оберегал от загрязнения, сорока — старинный русский головной убор замужних женщин, пояс — символ законченности — важнейший оберег, а плюшевый жакет в простонародье называли «плюшка», иметь его считалось особым шиком. Платок служил защитой от сурового климата, от солнца, ветра и пыли, а также являлся элементом стиля и образа, — рассказали холмогорочки.

Свои яркие костюмы и творческий номер показал также вокальный ансамбль украинской песни «Мрия», представители Азербайджанского землячества исполнили национальный танец «Не капризничай», Нина Комлева из землячества Ненецкого автономного округа прочитала стихотворение ненецкого поэта Алексея Пичкова и показала на себе традиционную одежду, хорошо приспособленную к суровым условиям Севера, наряд из коллекции Евдокии Аксёновой. Казачий фольклор и национальные костюмы продемонстрировали участники вокального ансамбля «Казачья вольница».

Стоит отметить, что в холле второго этажа также работала выставка национальных костюмов. Так, помимо наших северных нарядов на манекенах красовались современные интерпретации: костюм лехенга-чоли (женская одежда, популярная в Индии и Пакистане), платье фаляхи (платье крестьянки Верхнего Египта в дельте Нила), а также бурятский женский костюм замужней женщины начала XX века.

Во время концерта для зрителей прозвучала загадка: что есть общего во всех представленных костюмах? Недолго думая, гости и участники концерта сошлись в едином ответе: красный цвет. В традиционных нарядах народов России этот цвет также называли алым, багровым, червчатым, кармазинным, смородиновым и брусничным. Действительно, яркий, броский, без грязных тонов, он символизировал жизнь, солнце, огонь и красоту ещё с языческих времён. Ассоциации, которые вызывает этот цвет, связаны с праздником, возбуждением, душевным порывом, активностью, эмоциональным подъёмом. Всё это неразрывно связано с сущностью русской натуры. Неслучайно многие устойчивые речевые обороты используют слово «красный» в значении красивый: красная девица, красная площадь, не красна изба углами, а красна пирогами…

Фото Евгения ЧЕРНЫШЕВА

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей