Добрые истории городского бытия

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/12/1-1-24.jpg

Летопись города через объектив фотокора Капустина

Мы продолжаем публиковать материалы из сборника «Истории города через объектив фотокора». Напомним, что издание презентовал городской музей в конце прошлого года. Оно объединило фотографии разных лет, сделанные известным фотокорреспондентом Валентином Павловичем Капустиным. В честь юбилея Северодвинска и в поддержку хороших идей, их дальнейшего развития мы решили поделиться историями из сборника на страницах газеты «Северный рабочий», чтобы и наши читатели могли прочесть добрые рассказы.

Идея книги родилась из проекта «Ой, смотрите, это я!». На сайте с одноимённым названием северодвинцы узнавали себя и своих родных и знакомых на фотографиях, сделанных в разные годы Валентином Капустиным. В сборнике 27 историй. Все фотографии, вошедшие в него, сделаны Валентином Павловичем для публикации на страницах газеты «Северный рабочий». Почти каждый северодвинец в разные годы был героем репортажей газеты. Эти семейные истории прочными нитями вплетены в историю страны.

По словам сотрудника городского музея Любови Карповой, тираж сборника — всего 100 экземпляров и все они разошлись, а последние два экземпляра уехали в Архангельск в областную библиотеку имени Н. А. Добролюбова. Как рассказала Любовь Карпова, сотрудники музея поставили задачу найти средства на дополнительное издание сборника, который пользуется большим спросом среди горожан.

Сегодня для наших читателей мы публикуем ещё два рассказа из сборника.

Роман Попов
«Меня и сейчас ещё зовут работать на почту»

Всё, что мы знали в детстве о почтальонах, появилось у нас благодаря Маршаку. Наверное, все помнят «с толстой сумкой на ремне, с цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной фуражке…» А ведь нынешние дети ещё хуже представляют себе труд почтальонов: мол, неужели и сейчас они ходят с сумкой на ремне?

О том, как почтальоны в Северодвинске разносили письма и газеты с журналами, рассказывает Татьяна Васильевна Моисеева. На почту она пришла после десятого класса, причём работу эту выбрала едва ли не случайно: просто почтамт был рядом с домом. Но когда познакомилась с профессией ближе, наоборот, стало обидно: что же раньше-то сюда не устроилась?

Кстати, северодвинские почтальоны, как и ленинградские из стихотворения Маршака, тоже ходили с сумками. Но только до того времени, пока не построили узел связи на проспекте Труда. Там создали центральный отдел доставки — и сумки у почтальонов забрали. И, по словам Татьяны Васильевны, стало так: «Сначала все газеты рассортируют, завяжут в пачки и дальше несут по адресам. Раньше на каждом доме висели синие ящики — это опорным пунктом называлось. У каждой из нас был свой маршрут». Т. В. Моисеевой достался первый маршрут: от улицы Железнодорожной, далее по Торцева, Профсоюзной и ещё через несколько кварталов. А, к примеру, второй проходил по Первомайской через нынешнюю площадь Егорова и до проспекта Труда. Эти два маршрута делились на шесть участков, и шесть же человек разносили почту, а седьмой сортировал.

«Поздно вечером страшно было ходить одной, — вспоминает Татьяна Васильевна. — Так мы вдвоём с напарницей сначала разнесём почту на моём участке, а потом — на её. Разнесём — и сидим в отделе писем до двенадцати ночи, разговариваем, смеемся, читаем журналы. Очень мне нравилась эта работа. Тебя встречают у подъезда:«А мне письма нет? А мне?»

Дашь письмо — обрадуются. Позже нас на машинах-«каблучках» подвозили к участку, город-то уже стал большой. Но маршруты были прежние. Работали, бывало, без выходных, с семи утра до одиннадцати вечера. Но уходила с почты на «Полярную звезду» со слезами. Ведь проработала семь с половиной лет… А меня и сейчас всё ещё зовут работать на почту».

Игорь Куликов
«Ой, смотрите, мой «Робур»!

Получить машину прямо с завода водителю в те годы было непросто. Это в воинские части бесперебойно поступали десятки новеньких автомобилей и прицепов, которые иногда годами оставались стоять на складах, а потом сразу утилизировались.

В гражданских организациях с пополнением автопарка всё было сложно. Новый автомобиль могли доверить водителю — ветерану войны или члену КПСС. Иногда новой машиной поощряли вернувшегося после армии на родное предприятие. Обычные водители десятилетиями мечтали о новом автомобиле, а пока бережно поддерживали на ходу существующий транспорт.

Перемены стали заметны в середине 1980-х годов — новые машины приходили чаще. Почти у каждого водителя появилась надежда рано или поздно начать крутить баранку новенького авто! И вот весной 1983 года в автоколонну-1700 пришли «Робуры» — произведённые в ГДР автофургоны с изометрическим кузовом для перевозки продуктов, а также машинки общего назначения. Именно машинками недоверчиво водители автоколонны поначалу называли «Робуры», чей внешний вид никак не сочетался с заявленной грузоподъёмностью. Дизельный двигатель с воздушным охлаждением, работающий на солярке, тоже внушал опасения. Особенно легкомысленно смотрелась одна гайка без привычных всем футорок на задних колёсах. Словом, недоверие к «немке» перевешивало желание ездить на новой машине.

Однако немецкие автомобили оказались надёжными, почти не ломались, были легки в управлении. Водители автоколонны работали на них во многих организациях города. Например, Николай Ващенко много лет на своём «Робуре» развозил мороженое с Северодвинского молокозавода в магазины и ларьки Архангельска.

В конце 1980-х годов у водителей автоколонны появилась возможность выкупать отслужившие свой срок машины, и Альберт Лопатин, уходя на пенсию, выкупил своего «Робура» и сначала вывез его в родную деревню, а затем вернул в город — машинку и сегодня можно видеть около одного из домов Северодвинска.

Вскоре «Робуры» перестали поступать на городские предприятия: в СССР началась перестройка, затем объединилась Германия, и немецкий завод перестал производить эту машину. Когда не стало запчастей, автомобили были списаны и теперь остались только на фото Валентина Капустина.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей