Лермонтов, скрипка и зрители на сцене

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/12/2-1-22.jpg

Необычная премьера от главного режиссёра в Северодвинском драмтеатре

Необычный формат для новой постановки выбрал главный режиссёр Анастас Кичик. 9 декабря в Северодвинском драмтеатре состоялась премьера спектакля «Лермонтов. Умчался век эпических поэм». Всё в этот раз было необычно и наоборот. Зрители на сцене, актёры в зрительном зале, песни под гитару, много стихов и скрипка.

Соавтором главного режиссёра и автора сценария постановки стал музыкант, певец и композитор Александр Конурин, именно поэтому спектакль получился музыкальным, а представлен зрителям он был как поэтическое путешествие. Путешествие в стихах, знакомых строчках и куплетах романсов и колыбельной.

По словам главного режиссёра Анастаса Кичика, постановка рассказывает о жизни Михаила Лермонтова и написании им стихотворения «Смерть поэта», посвящённого Александру Сергеевичу Пушкину. Лермонтов прожил короткую жизнь, наполненную сомнениями и душевными терзаниями. По воспоминаниям современников, он был не слишком привлекателен, имел скверный характер, но отличался умом и образованием. К слову, поэт в совершенстве владел русским, французским, английским и немецким языками.

Из письма Е. П. Растопчиной: «Созрев рано, как и всё современное ему поколение, он уже мечтал о жизни, не зная о ней ничего, и таким образом теория повредила практике. Ему не достались в удел ни прелести, ни радости юношества; одно обстоятельство, уже с той поры, повлияло на его характер и продолжало иметь печальное и значительное влияние на его будущность. Он был дурён собою, и эта некрасивость, уступившая впоследствии силе выражения, почти исчезнувшая, когда гениальность преобразила простые черты его лица, была поразительна в его самые юношеские годы. Она-то и определила образ мыслей, вкусы и направление молодого человека, с пылким умом и неограниченным честолюбием. Не признавая возможность нравиться, он решил соблазнять или пугать и драпироваться в байронизм, который тогда был в моде. Дон Жуан сделался его героем — его образцом. Он стал бить на таинственность, на мрачное и на колкости».

А вот как поэта вспоминает Н. С. Мартынов:

«Умственное развитие его было настолько выше других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно. Он поступил в школу уже человеком, много читал, много передумал; тогда, как другие ещё вглядывались в жизнь, он уже изучил её со всех сторон. Годами он был не старше других, но опытом и воззрением на людей оставлял их за собой».

Стихотворение «Смерть поэта» мгновенно сделало Михаила Лермонтова известным, но раскололо общество: одни приняли его с восхищением, другие, в частности — высший свет, — с осуждением и сарказмом, и это неудивительно, ведь в смерти Пушкина он обвинял его представителей.

Последние строчки стихотворения, которые были написаны уже после смерти Александра Пушкина, звучат в спектакле: их по частям читают актёры, одетые в чёрные костюмы.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью
прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие
обломки
Игрою счастия обиженных
родов!
Вы, жадною толпой
стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда —
всё молчи!..
Но есть и божий суд,
наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает
наперёд.
Тогда напрасно вы
прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей
чёрной кровью
Поэта праведную кровь!

Действие сюжета происходит в период от дуэли до дуэли, вторая решит судьбу и самого Лермонтова. Зрителю показывают и другую сторону событий, когда в светских салонах продолжают веселиться, танцевать, сплетничать и не забывают позлословить про дерзкого поэта Лермонтова и его стихи. Эмоциональный накал поэтического путешествия был усилен и движением театральной сцены, где сидели зрители, эффектом панорамного обзора событий, связанных со ссылкой поэта. Известность и слава, с одной стороны, гонения и опала — с другой. Такова цена за популярность стихотворения.

Сюжет задуман сквозной, поэтому здесь и стихи поэта, и песни на его стихи. Увидит зритель и небольшой отрывок из неоконченной мистической повести «Штосс». Ярким выступлением стало исполнение «Казачьей колыбельной», которую спела Анна Венгерович. К слову, в постановке задействовано 13 актёров театра, у каждого своя роль, у каждого свой стиль, у каждого свой Лермонтов.

Участие в спектакле Александра Конурина было приятной неожиданностью, но очень органично вписалось в сюжет. Его исполнение песен на стихи Михаила Лермонтова ложилось на душу и отзывалось в сердце. В ходе спектакля зритель услышит наиболее известные стихи поэта: «И скучно, и грустно», «Молитва», «Не верь себе», «Дума», «Печально я гляжу на наше поколенье» и другие.

Завершающей нотой спектакля стала композиция на самое известное стихотворение Лермонтова — «Парус». Постановка, по словам главного режиссёра Анастаса Кичика, посвящена памяти директора драмтеатра Алевтины Голубевой, которая искренне переживала за все спектакли, за актёров и театр.

Анастас Кичик отмечает, что спектакль по творчеству Лермонтова неслучаен.

— Как известно, Михаил Лермонтов стал популярен после стихотворения «Смерть поэта». До этого он не печатался и не издавался. В своём стихотворении он обвиняет так называемый высший свет, который относился к Александру Пушкину, мягко говоря, некрасиво. Позже он дописал ещё десять строчек, после которых на него поступила жалоба. Лермонтова взяли под арест и по велению царя отправили на Кавказ. Он ехал из Санкт-Петербурга через Москву, где его встречали уже как известного поэта, пострадавшего за правду. Именно этот промежуток жизни Михаила Лермонтова будет представлен в спектакле, — рассказал режиссёр.

По словам Александра Конурина, в его репертуаре 12 песен на стихи поэта.

— Лермонтов был совершенно необыкновенен; он был вполне «не наш», «не мы». Василий Розанов говорил, что Лермонтов был чистая, ответственная душа. Час смерти Лермонтова — сиротство России. Для меня Михаил Лермонтов — это феномен. Это о нём Лев Толстой сказал:«Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский», — поделился соавтор сценария спектакля.

Александр добавил, что много общался с библиографами и музейными работниками, поклонниками творчества Лермонтова и узнал много нового — поэт играл на скрипке, гитаре, пианино, писал картины и был очень искренним и душевным с близкими друзьями, не таким, как его описывают.

— Что меня привлекает в Лермонтове? Дар предвидения, музыкальность произведений. Он начал писать ещё ребёнком и был прекрасным художником и музыкантом, — поделился Александр Конурин.

Надо ли смотреть спектакль? Конечно, да! Чтобы ещё раз вспомнить стихи русского поэта, а кому-то — познакомиться с его творчеством со сцены драматического театра, послушать красивые романсы, звук скрипки и стихотворения в исполнении актёров — бальзам для нашей русской души.

Поздравляем Анастаса Кичика и актёров Северодвинского драматического театра с ещё одной необычной премьерой. Желаем отзывчивых и благодарных зрителей и новых успехов!

Фото Альбины РЫЧКОВОЙ

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей