Пролилась она свежим дождичком…

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/05/foto2-1-9.jpg

В Детской школе искусств № 34 состоялась премьера нового музыкального спектакля

Детская школа искусств № 34 завершила творческую лабораторию синтеза искусств «Волшебство в ладошках» для детей-инвалидов. Проект стал победителем конкурса Фонда президентских грантов в 2022 году. Ярким итогом стал музыкальный спектакль «Снегурочка».

Синтез искусств

Напомним, проект направлен на создание образовательных и творческих условий, которые помогут детям с ОВЗ, детям-инвалидам сделать первый шаг навстречу искусству, войти в культурное пространство через собственные действия, переживания, коллективное и индивидуальное творчество. Как рассказала директор школы искусств Елена Бородкина, реализация творческой лаборатории началась ещё в 2021 году.

— К нам обратился Джон Кондратов, президент благотворительного фонда «Добрый Север», и спросил, может ли школа сделать что-нибудь для инвалидов. Мы сказали, что подумаем. В сентябре предложили вариант занятий. Это целый комплекс, который даёт возможность ребёнку включить анализаторы, которые связаны с художественным творчеством, и слуховые анализаторы, а итогом совместного творчества станет театр — это то, в чём дети могут себя реализовать. Ведь музыка и изобразительное искусство — это тоже часть театра. И он у нас получился особенный — во всех смыслах, — рассказала Елена Юрьевна.

По словам руководителя Детской школы искусств, в городе работают кружки по различным видам деятельности, организуются частные уроки, проводятся отдельные разовые мастер-классы, в которых могут принимать участие дети-инвалиды, дети с ОВЗ, однако коллективной творческой деятельности, организованной через синтез искусств, для особенных ребят в нашем городе на постоянной основе нет.

— Весной 2021 года семьям с детьми-инвалидами были предложены пробные занятия по песочному рисованию и музыке. На занятия пришли более 20 детей от 3 до 17 лет вместе с родителями. Как показал этот опыт, интерес к творческим видам деятельности у детей высок. Родители отмечали, что после групповых занятий появилось желание заниматься музыкой индивидуально, стало интересно взаимодействовать в коллективе. После песочного рисования кто-то просто взял в руки карандаш и захотел участвовать в создании своего шедевра. Это был уникальный опыт работы с детьми-инвалидами, показавший востребованность подобных занятий и подтвердивший их необходимость. Родилась идея объединения разных видов искусства для создания условий самореализации детей-инвалидов, — рассказала Елена Бородкина.

Так родился проект, который предполагает синтез искусств — музыка, изобразительное творчество, мультипликация и театр, каждое из которых имеет сильное развивающее воздействие на человека, его эмоциональную сферу, интеллектуальную деятельность и психическое развитие. Реализовать проект помогла некоммерческая организация «Ассоциация «СоДействие». За эти два года ребята с инвалидностью посещали развивающие занятия по музыке, рисованию, мультипликации. По итогу первых творческих проб дети громко и ярко заявили о себе. Первый спектакль проекта — «Сказка о маленьком дракончике Луне» — стал победителем фестиваля семейных театров в номинации «Музыкальный спектакль».

— Дети были счастливы! Это событие они вспоминают до сих пор. Это же большая сцена, а они — настоящие артисты! С этим спектаклем гастролировали по учреждениям, были в «Солнышке», «Ручейке» и в специальной коррекционной школе № 31 (Архангельск), — отметила Елена Бородкина.

Благодаря президентскому гранту были закуплены специальные музыкальные инструменты. Задача детей с ограниченными возможностями здоровья — присоединиться к учащемуся составу школы и сыграть свои партии.

— Укулеле, палки дождя, металлофоны, колокольчики — простые инструменты, которые придумал Карл Орф специально для детей. Эти инструменты передают разные звуки, и, когда дети отрабатывают мелодию, появляется ритмический рисунок. А включиться в оркестр в нужный момент им помогает дирижёр, — рассказала Елена Юрьевна.

Второй спектакль творческой лаборатории — «Книга чудес» — путешествие по странам, в котором раскрываются секреты празднования Нового года, — был показан в январе этого года, и на этом проект должен был завершиться. Но творческая энергия детей позволила сделать ещё один шаг навстречу искусству. Так начались репетиции новой постановки — «Снегурочка». Дети вновь сами рисовали декорации, разучивали роли и партии.

Волшебство в ладошках

В ожидании спектакля в мыслях не было абсолютно никакого представления: как это будет? Как будут проявлять себя артисты и дети с ограниченными возможностями здоровья? Но с первых секунд стало ясно: это настоящее волшебство. Волшебство, созданное руками самих детей, их огромным желанием творческой самореализации. На сцене концертного зала расположились ученицы фольклорного ансамбля «Маков цвет», участницы фольклорной студии «Нёнокоцкая ключёвка», ансамбль домристов и оркестр главных волшебников проекта — детей с ОВЗ. В постановке также использовалась разновидность японского уличного театра «Камишибай» (рассказ истории, который подкрепляется сменой фоновых картинок). Очень органично в сказку вплелись русские народные песни, создающие лиричные музыкальные паузы, неспешные хороводы и даже озорной интерактив со зрительным залом. Несмотря на то что итог «Снегурочки» довольно печальный: «А над костром лишь дымка белая… Пролилась она свежим дождичком», все участники спектакля были счастливы, были горды получить свои честно заслуженные грамоты и подарки. Со словами благодарности от родителей выступила Вера Когут, опекун участника особенного оркестра Даниила.

— Они пришли замкнутые, боялись смотреть друг на друга, были закрытыми — каждый из них. Они были в своём мире. А сейчас это совершенно другие дети. Огромное родительское спасибо нашим педагогам, всем, кто работал с ребятами. Вы как обработчики алмазов, сейчас наши дети сверкают! — сказала Вера Николаевна.

Её подопечный Даниил благодаря участию в проекте начал осваивать игру на гитаре и сейчас успешно занимается в школе искусств.

— Мне очень понравилось участвовать в театре! Нравится и самому играть, и других слушать, и смотреть, что происходит на сцене. Я совсем не волновался, потому что уже сыграл в двух спектаклях, — поделился впечатлениями Даниил Мурадьянц.

Ещё одна артистка творческой лаборатории, 17-летняя Алина Прукер, в спектакле играла на металлофоне, палочках и свистульке. Благодаря проекту она выразила желание продолжить учиться музыке, хочет освоить укулеле.

— Спектакль получился очень хорошим, постановка удалась! Все были молодцы, спасибо большое организаторам. Я в конце на финальной песне расплакалась, меня переполняют эмоции и чувства. Ведь это большая проделанная работа, мы так старались! — сказала Алина.

Как рассказала Елена Бородкина, сейчас прорабатываются варианты, как продолжить творческое взаимодействие с детьми-инвалидами.

— В процессе реализации проекта несколько детей стали посещать платные занятия по музыке, играют на фортепьяно и на гитаре. Мы готовы взять ещё, но только на платные занятия, к сожалению, программу таким детям не осилить. Сейчас пишется новый проект от благотворительного фонда «Добрый Север», мы вновь включили в него наши занятия. Если проект не получит грант, то мы готовы предложить платные занятия. Будем искать разные возможности, — сказала Елена Юрьевна.

Фото Елены Бородкиной

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей