Интервью с актрисой Северодвинского драмтеатра Анной Венгерович
В сентябре этого года будет 26 лет, как она служит в театре. За это время сыграно более ста ролей, хотя сама она говорит, что не ведёт подсчёт ни ролям, ни спектаклям. Свою девичью фамилию называет псевдонимом, а её творческий путь в профессию начался благодаря маме. Анна Венгерович — ведущий мастер сцены, актриса Северодвинского драматического театра. Совсем недавно ей вручили высокую награду — премию имени С. Н. Плотникова за сохранение и развитие театрального искусства. Награда вручается раз в два года в преддверии дня рождения народного артиста СССР Сергея Плотникова.
Мы попросили Анну Венгерович рассказать о театре, творческом пути и высокой награде.
— На всех афишах указана моя девичья фамилия — Венгерович, с этой фамилией я пришла в театр. Когда вышла замуж, стала Костаревой, но в театре осталась Венгерович — это мой псевдоним, — так начался наш разговор с Анной в её гримёрке.
— Анна, вы получили высокую награду. Расскажите об этом.
— Премию имени С. Н. Плотникова учредили в 1994 году и вручали актёрам до 2008-го. Потом эта традиция нарушилась, но в 2020 году региональное отделение Союза театральных деятелей выступило с предложением возродить премию, и сейчас при поддержке губернатора Александра Витальевича Цыбульского традиция награждения снова живёт. Вручается она раз в два года двум актёрам в двух номинациях: за сохранение и развитие театрального искусства и за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. Я хочу поблагодарить директора Северодвинского драмтеатра Алевтину Геннадьевну Голубеву, главного режиссёра Анастаса Кичика за возможность быть в числе номинантов премии. Для меня это огромная честь.
— Ваши коллеги вас поддержали?
— Да, награждение состоялось на сцене Архангельского театра драмы, премию мне вручил заместитель председателя правительства Архангельской области Михаил Ипатов. А коллеги были рядом со мной, поддерживали и радовались за меня.
— Как начинался ваш творческий путь в профессию?
— Всё началось с моей мамы Марины Ильиничны Венгерович. Когда я родилась, мама возглавляла творческий коллектив «Вдохновение» в НТЦ «Звёздочка». Участниками коллектива были взрослые люди, сотрудники предприятия — они создавали юморины, ставили сценки, зарисовки. И все привлекали своих детей, меня в том числе. С самого раннего детства я принимала участие в сценках, сколько себя помню, всегда была на сцене. Потом мама организовала в гимназии №14 театр-студию «Ключ», который до сих пор там существует. Я была ученицей гимназии и участницей театральной студии.
— Где учились после окончания школы?
— После школы я поступила в Архангельский колледж культуры и искусства на театральное отделение. Но Владимир Николаевич Ульянов набирал новый курс — пластики и пантомимы. Это оказалось ещё круче, чем просто театральное отделение. А в 1997 году после окончания колледжа я пришла в театр устраиваться на работу.
— Помните этот день?
— Да. Я пришла на вахту и сказала, что хочу работать в театре. Спросила, к кому обратиться, тогда мне было 19 лет. Помощник главного режиссёра отвела меня за кулисы и попросила подождать. В этот день шла репетиция спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира». В какой-то момент случилась небольшая ссора режиссёра с актёрами, и репетиция приостановилась. Тогда я и встретилась с главным режиссёром Вячеславом Александровичем Ивановым. Он меня спросил: «Что вам надо, милое дитя?» Я ответила, что хочу работать. Он пригласил меня в кабинет, поговорил со мной, задавал вопросы, а потом сказал, что сначала посмотрит меня на разовых вызовах, а с осени будет решать вопрос. И сначала я принимала участие в массовках, репетировала. Потом меня взяли во вспомогательный состав. Вот так всё и завертелось.
— Помните свою первую ответственную роль?
— Самая первая роль — в том самом спектакле «Зойкина квартира», где я играла пионерку. А уже более серьёзная и ответственная — в спектакле по Александру Пушкину: в первом акте играла дочь мельника, а во втором — Лауру. В этом же спектакле участвовала в пластических зарисовках — вот так сразу и ответственно для девочки, которая недавно пришла в театр.
— Как начинается подготовка к роли?
— Всё начинается с приказа директора о начале репетиций, где указаны роли и важные даты. Есть здесь и дата премьеры. И у нас примерно два месяца на то, чтобы к ней подготовиться. Начинается всё с читок — под руководством режиссёра: мы собираемся в репетиционном зале, читаем, разбираем, договариваемся с партнёрами по сцене, разбираем диалоги, монологи. Потом начинаем репетировать небольшими кусочками, затем переходим на сцену, собираем все эпизоды воедино, делаем прогоны. Уже на последних этапах подключаются все службы: костюмы, грим, парики, свет, музыка — и мы выходим на премьеру.
— Текст роли легко запоминать?
— Есть у нас такой термин — домашняя работа над ролью. Поэтому и дома я занимаюсь, разбираю, учу, запоминаю. Но нужно ведь не только текст выучить — это не так сложно, когда выстроена логика, когда всё разобрано, когда всё понимаешь… Логика построения очень важна. Текст должен рождаться не потому, что я его заучила, а потому, что персонаж так думает и действует.
— Бывали ли случаи, когда забывали текст на сцене?
— Бывали, но это очень хорошая проверка, чтобы понять, хорошо ли разобрали текст до заучивания. Если я понимаю смысл, значит, смогу подобрать и заменить слова. Режиссёр на наших читках задаёт нам направление, а дальше это уже работа актёра.
— Хорошо поставленная речь, дикция и умение перевоплощаться — главные инструменты актёра. Достаточно ли только дара для профессии?
— Дар — это хорошо, но технику никто не отменял. Обычно этому учатся в институтах, колледжах, а потом актёр в процессе своей деятельности должен поддерживать эти навыки. Сценическая речь — огромный комплекс упражнений: на дикцию, на дыхание, на логику речи. Мы обязаны поддерживать хорошую форму. Я должна работать над речевым аппаратом, над физической формой, потому что у актёра инструмент — это не только речь, это ещё он сам.
— Как удаётся держать себя в хорошей физической форме?
— Летом бегаю на стадионе, рекордов не ставлю, но, если погода позволяет, иду на стадион. Люблю тренажёрный зал, но не всегда времени хватает.
— Есть ли любимая роль и любимый спектакль?
— Казалось бы, какой простой вопрос, а попробуй ответить… Все роли любимые, невозможно выделить какую-то одну — они как твои дети. Ты создал, вложил, отдал… Как это можно не любить, даже если это получилось не так, как хотел? Я рада, что в этом сезоне мы начали играть спектакль «В поисках радости» — я по нему соскучилась. А жаль, что «Чайку» в этом сезоне не играем.
— Есть ли любимые книги на вашей полке?
— Из классики — «Мастер и Маргарита», из недавно прочитанных — «Вторая жизнь Уве». Я была в восторге. «Лавр» Евгения Водолазкина — как холодный душ, понимаешь, что важно, что нет и что надо о душе подумать. Книги Водолазкина всегда о душе, о связи времён, о человеке, который должен найти себя и переосмыслить свою жизнь. Недавно открыла для себя нашего писателя Антона Шушарина и его повесть «Щенки». Прочитала и книгу «Ваня-француз» Артёма Попова.
— А список любимых фильмов есть?
— Это «Собачье сердце», «Покровские ворота». А из зарубежных — «Зелёная миля» с Томом Хэнксом.
— Кто из советских или российских актёров вами любим?
— Актёр — Олег Янковский, актриса — Инна Чурикова.
— Что для вас значит служить театру?
— Иногда говорят, что актёр — крепкий ремесленник, он владеет всеми инструментами, но при этом он себя не затрачивает, не отдаёт сцене. Когда долго работаешь в театре, есть соблазн переключиться на ремесло. Так легче, но так нельзя. Главное — не позволять себе стать в профессии ремесленником. Одного мастерства недостаточно, это лишь часть актёрской профессии. Нужно находить в себе силы и ресурсы, вкладывать в каждую роль душу и частичку себя.
Фото из личного архива Анны Венгерович