Они находятся в надёжных руках

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/11/foto2-gigapixel-standard-scale-4_00x-1-2.jpg

На прошлой неделе соединение строящихся и ремонтирующихся подводных лодок отметило 69-ю годовщину со дня образования. Напомним, 15 ноября 1953 года приказом главнокомандующего Военно-морским флотом СССР в городе Молотовске было сформировано соединение учебных и строящихся подводных лодок, задача которого — освоение всех проектов, оснащение их баллистическими и крылатыми ракетами, торпедным оружием, испытание новейших образцов вооружения.

Вместе с городскими корабелами личный состав соединения дал жизнь и научил ходить в морских и океанских глубинах более 300 подводных лодок, построенных, а впоследствии отремонтированных на верфях Северодвинска. Золотыми буквами в скрижалях отечественной истории кораблестроения вписаны названия головных кораблей этих классов: подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», ракетные подводные крейсеры К-137 «Ленинец», К-51 «Верхотурье», К-525 «Архангельск», ТК-208 «Дмитрий Донской», К-535 «Юрий Долгорукий».

Адмиралы и Герои Советского Союза

За минувшие десятилетия соединением командовали поочерёдно около 20 флотских военачальников, среди которых было восемь контр-адмиралов и два Героя Советского Союза — контр-адмиралы Вадим Березовский и Лев Жильцов. Вот какое значение придавало командование ВМФ СССР новому соединению! Сегодня соединением командует капитан первого ранга Альберт Ниндаков.

Первым командиром новой войсковой части был назначен капитан первого ранга Валентин Александров. Под его руководством моряки соединения участвовали в создании головной подводной лодки Б-67 проекта 611, которая в октябре 1955 года первой в отечественном ВМФ произвела пуск баллистической ракеты Р-11ФМ, открыв дорогу оснащению подводных лодок новым современным оружием. Тот год стал поворотной вехой в истории ВМФ СССР. 24 сентября на Севмаше состоялась торжественная церемония закладки первой в СССР атомной подводной лодки проекта 627 К-3 «Ленинский комсомол», открывшей новые возможности перед советскими подводными кораблями. Её ядерная установка обеспечивала ход субмарины в подводном положении на высоких скоростях в течение продолжительного времени.

В заметках можно много рассказать о всех командирах соединения, его флагманских специалистах, действиях экипажей в дальних походах и непредвиденных обстоятельствах, но я сегодня хочу затронуть тему, которая, по моим наблюдениям в городской прессе, тоже интересна читателям. Это взаимодействие соединения с предприятиями, в частности «Звёздочкой» и Севмашем.

Зовёт музей флотских друзей

У заводского музея «Звёздочки», который в следующем году будет отмечать своё 50-летие, железное правило: каждый экипаж подводной лодки, пришедшей сюда на ремонт, непременно должен его посетить, чтобы знать, какому заводу доверили судьбу их корабля. А побывав здесь, увидев столько невиданного — парусники Петра Великого, модели подводных кораблей прошлого и нынешнего веков, механизмы, снятые с утилизированных субмарин, фотостенды, посвящённые отремонтированным кораблям, североморцы всегда пребывают в восторге. Директор музея Василий Кологриев, в своё время проходивший срочную службу на спасательном судне «Карпаты» Северного флота, старается каждую такую встречу с экипажами сделать уроком добрых отношений предприятия с подводниками. Покажем это на нескольких примерах.

Вторая половина 1980-х годов. В музей приглашены представители экипажей сразу трёх подводных лодок, проходящих ремонт на «Звёздочке»: АПЛ К-92, К-424 и К-253. Под звон корабельной рынды подводники поднимаются на второй этаж большого зала музея и занимают свои места. Василий Кологриев объявляет: «Ребята, сегодня на встречу с вами пришли бывшие моряки-североморцы, участники Великой Отечественной войны: бывший юнга Северного флота Константин Юданов, воевавший на гвардейском эсминце «Гремящий», Евгений Пакшин, воевавший на эсминце «Грозный», и Константин Сесь, служивший срочную службу на эсминце «Разъярённый» в 1950-х годах и принимавший участие в ядерных испытаниях на Новой Земле. Константин Михайлович награждён двумя медалями Ушакова, Евгений Андреевич — медалью «За боевые заслуги», у обоих есть и одинаковая награда — медаль «За оборону Советского Заполярья». Константин Александрович за высокие достижения в производстве удостоен орденов Ленина и Трудового Красного Знамени». Сделав паузу, произносит: «Уважаемые ветераны, проходите, пожалуйста, на импровизированную сцену».

Под шквал аплодисментов подводников, сверкая наградами, они идут по залу. Встреча была незабываемой, а завершилась она исполнением Константином Михайловичем собственной песни под гитару.

Флаг и гюйс поднять!

Заводское руководство тоже старается не упускать возможности, чтобы быть как можно ближе к интересам соединения и предприятия. Если раньше церемонии по подписанию приёмных актов о сдаче заказов проходили в основном в конференц-зале заводоуправления, куда приглашали ограниченное количество людей, то потом это мероприятие перенесли в музей, куда стали приглашать не только руководящий состав предприятия и соединения, но и тех производственников, которые отличились при ремонте заказа. Причём почётные грамоты и благодарности вручались не только корабелам, но и членам экипажа. И всё это празднество сопровождалось концертными номерами мастеров сцены НТЦ «Звёздочка».

Или ещё пример. Октябрь 2009 года. На стапеле цеха 10 находится на ремонте ДЭПЛ «Калуга». В том месяце у подводной лодки юбилей: 20 лет назад на ней подняли военно-морской флаг. С согласования командования соединения предприятию (по просьбе командира лодки) было разрешено провести в цехе 10 митинг, посвящённый этому событию. На торжество были приглашены семьи членов экипажа ДЭПЛ, шефы из Калуги, бывшие члены экипажа подлодки. Ровно в 8.00 прозвучала команда: «Флаг и гюйс поднять». Заводчане и гости дружно зааплодировали. А потом эта церемония продолжилась в музее, где перед собравшимися выступил первый командир «Калуги» капитан второго ранга запаса Борис Амотин. Помнится, он почти минуту не мог произнести ни слова. Зал притих, глядя в глаза ветерана-подводника. В них чувствовалось волнение от встречи с родным кораблём, сослуживцами, новым экипажем, заводскими корабелами, которые давали его лодке новую жизнь.

«Звёздочка» традиционно приглашает экипажи ремонтируемых подлодок на многие мероприятия, в том числе на торжественные марши по улицам острова Ягры в День Победы, День ВМФ, торжества, посвящённые Дню трудовой славы предприятия, и т. д.

Отремонтированные подводные корабли и экипажи уходят, а память о них остаётся. Специалисты и журналисты организационно-информационного отдела (ОИО), куда входят информвестник «Трудовая вахта» и пресс-служба предприятия, за последние годы выпустили около 20 изданий, посвящённых кораблям, прошедшим обновление на предприятии. К примеру, изданы книги о всей флотилии РПКСН проекта 667БДРМ, куда входят «Верхотурье», «Тула», «Карелия» и другие подводные корабли. Надо сказать, печатная связь соединения с предприятиями заметно оживилась при бывшем заместителе командира Беломорской ВМБ по работе с личным составом капитане первого ранга Геннадии Таране. По этому поводу он проводил в ДОФе встречи городских и заводских редакторов с политработниками и рекомендовал давать больше материалов, отображающих связь заводов оборонки с моряками. Его дело продолжает капитан первого ранга Станислав Руссиян, оказывающий помощь в организации встреч подводников с корабелами «Звёздочки».

Сегодня командиром соединения строящихся и ремонтирующихся подводных лодок является капитан первого ранга Альберт Ниндаков. Традиции, заложенные между соединением и «Звёздочкой», продолжаются.

Фото Олега КУЛЕШОВА

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей