Секретная экспедиция

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/09/foto1-standard-scale-6_00x-gigapixel-.jpg

Михаил Васильевич Ломоносов и арктическая экспедиция адмирала Василия Яковлевича Чичагова

Огромные пространства России отделяют Западную Европу от Юго-Восточной Азии. Раньше для перехода из Европы в Азию морским судам необходимо было огибать Африку. Суэцкий канал сократил этот морской путь. Более короткое сообщение лежит или через сухопутные западные и восточные границы России, или морями вдоль её северных берегов. Северный морской путь почти в два раза сокращает расстояние между Атлантическим и Тихим океанами. Правительства как России, так и других стран знали, что кратчайшая дорога из Атлантического в Тихий океан лежит через Северный Ледовитый океан. Для изучения возможности преодоления льдов Арктики создавались секретные экспедиции — так постепенно прокладывался Северный морской путь.

Исследования Северного морского пути от Беломорья до Чукотки экспедициями Витуса Беринга (1733—1743) показали трудоёмкость преодоления сплочённых льдов вдоль северных берегов России. Михаил Васильевич Ломоносов, будучи руководителем Географического департамента Академии наук, уделил особое внимание высокоширотному варианту Северного морского пути, считая, что пресная вода рек России, впадающих в Северный Ледовитый океан, замерзает прежде, чем солёные морские воды океана, температура которых выше и которые лучше сохраняют тепло. Поэтому тяжёлые ледяные поля скапливаются близ берегов, а выше к северу, в центральных частях Северного Ледовитого океана, они отсутствуют.

В сентябре 1763 года Михаил Васильевич составил проект высокоширотной морской экспедиции для решения вопроса о Северном морском пути, озаглавленный как «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». В основу проекта было положено предположение о том, что в центральных частях Северного Ледовитого океана летом отсутствуют сплошные ледовые поля и Центральная Арктика относительно свободна ото льдов. Маршрут экспедиции начинался от Архангельска к западным берегам острова Шпицберген, то есть от центральной части Северного Ледовитого океана к Тихому.

Императрица и Самодержица Всероссийская Екатерина II заинтересовалась проектом Ломоносова, и в мае 1764 года началась подготовка секретной морской экспедиции при активном участии самого Михаила Васильевича. Для осуществления экспедиции в Архангельске по специальному проекту были построены три двухмачтовых брига с корпусом повышенной прочности, позволявшим совершать плавания во льдах. Их спуск состоялся в августе 1764 года.

Хотя постройкой судов занимались капитан-командор Пётр Чаплин и назначенный начальником экспедиции капитан второго ранга Михаил Рябинин, окончательно начальником экспедиции был назначен капитан первого ранга Василий Яковлевич Чичагов (1726—1809). Его же назначили командиром одноимённого флагманского судна. Ближайшими помощниками Чичагова были капитаны Василий Бабаев и Никифор Панов. Названия бригов экспедиции были по именам их командиров при жизни — «Чичагов», «Бабаев» и «Панов».

Василий Чичагов до назначения в полярную экспедицию командовал кораблями Балтийского флота. Во время Русско-турецкой войны (1768—1774) успешно командовал Донской флотилией, затем, уже будучи адмиралом, командовал Балтийским флотом. Был удостоен высшего командного ордена Святого Георгия I степени. Как отмечал его правнук, митрополит Серафим Чичагов, Василий Яковлевич сочетал «осторожность и быстрое соображение, умел пользоваться случаем».

Одну из основных задач экспедиции Михаил Ломоносов видел в научных исследованиях Севера. Он организовал обучение штурманов, разработал ряд инструментов, привлёк жителей поморских сёл для работы в экспедиции. Выход судов из Архангельска по намеченному маршруту состоялся 9 мая 1765 года. На них было 178 человек, в том числе взятые по совету Ломоносова три кормщика и 26 поморов-промышленников. Экспедиция смогла достичь 80 градусов 28 минут северной широты, но продвижению парусных судов препятствовали льды. Признаков чистой воды не было обнаружено. Первое плавание экспедиции было неудачным и окончилось в августе 1765-го. В это время Ломоносова уже не было, он умер 15 апреля 1765 года.

Василий Яковлевич Чичагов понял, что задачи, поставленные перед ним, невыполнимы, но, зная свой долг, предпринял второе плавание — летом 1766 года. Для того чтобы стартовать ближе, в Коле (Кольский залив) была организована промежуточная база, откуда и вышли корабли летом 1766 года. В этом плавании экспедиция смогла продвинуться на три минуты севернее, после чего благополучно вернулась в Архангельск. Обе экспедиции Василия Чичагова позволили собрать достоверные материалы об Арктике, дрейфе льдов, погоде, также были обследованы бухты Шпицбергена и нанесены на карту.

Как писал Ю. Колмаков в своей статье «Северный вояж командора Чичагова» (газета «Правда Севера» от 20 июня 1989 года), Архангельск имеет все основания гордиться тем, что был организатором первой русской правительственной высокоширотной экспедиции. Однако «это событие не отмечено даже памятной доской». Имя адмирала В. Я. Чичагова «остаётся за пределами нашей исторической культуры».

Леонид Фёдорович КУЛЕШОВ

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей