От Соломбальской верфи к «Красной Кузнице»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2022/06/foto1-1-6.jpg

История первой государственной верфи России

9 июня Россия отметила 350-летний юбилей Петра I, первого российского императора, царя-реформатора. Праздничные мероприятия прошли во всех регионах страны — от Владивостока до Калининграда, но особенно масштабно — в городах, знаменитых своими корабелами.

Несмотря на то что судостроение существовало и ранее, официальной датой появления российского флота считается 30 октября (20 по старому стилю) 1696 года. Тогда Боярская дума по предложению Петра I приняла решение о создании регулярного военного флота: «Морским судам быть». Оно имело в полном смысле программный характер. В документе чётно указывались ресурсы и сроки строительства, количество заказанных судов, которые должны были быть применены при штурме турецкой крепости Азов, запиравшей устье Дона и закрывавшей выход в Азовское и Каспийское моря. Но ещё до этого, в 1693 году, побывав в Архангельске, Пётр I впервые вышел в море, изучил стоящие на Двине купеческие корабли. И там же заложил первую казённую верфь — Соломбальскую, известную сегодня как «Красная Кузница» и являющуюся филиалом северодвинской «Звёздочки».

Выбор города для постройки государственной верфи был понятен: Архангельск в то время был единственным российским портом, пригодным для связей с Западной Европой. У мыса Пур-Наволок становились на якорь английские и голландские суда, привозившие товары в том числе и для царского двора и уходившие с пушниной и другими экзотическими для Европы товарами. Но существовала ещё одна, более веская причина — Поморье славилось своими корабелами: в регионе были сильно развиты традиции частного судостроения, это и повлияло на выбор места для закладки производства.

Ровно через год после основания, в 1694-м, со стапелей архангельской верфи было спущено на воду первое российское морское торговое судно «Святой апостол Павел», для которого Пётр I лично отлил 24 пушки на заводе в Олонце и выточил такелажные блоки. Главную роль в спуске фрегата на воду играл юный царь. Самодержец не только присутствовал при рождении первенца российского флота, но и следил за его первыми мореходными шагами. На царской яхте он лично сопровождал новое судно при прохождении того от Архангельска до горла Белого моря.

Здесь же был построен 74-пушечный парусный линейный корабль, флагман русского флота, герой Наваринского сражения, ставший первым в истории России кораблём, удостоенным кормового Георгиевского флага, — «Азов».

Своё современное название «Красная Кузница» обрела в 1922 году. В 1930-е архангельские корабелы приступили к техническому обслуживанию арктических экспедиций, велась модернизация производства, вырастали новые современные цеха. Затем — Великая Отечественная война: в эти суровые годы на заводе ремонтировались не только советские корабли и суда, но и иностранные, приходящие в составе полярных конвоев. Также был налажен выпуск аэросаней типа НКЛ-26. С их помощью выполнялся широкий круг боевых задач: от ведения разведки до захвата тактически важных объектов. В послевоенные годы архангельская верфь превратилась в огромное предприятие, оснащённое современной техникой, вновь построенными цехами, и, конечно же, с большим коллективом корабелов. Предприятие выпускало суда любых размеров — от небольших катеров и буксиров до гигантских транспортников.

Распад Советского Союза сказался и на заводе, предприятие попало не в те руки, и его постепенно начали банкротить, оборудование сдавалось на металлолом, пока на помощь не пришла «Звёздочка».

Сегодня старейшее предприятие нашей страны вновь переживает расцвет — ведётся активная модернизация производства, устанавливается новое оборудование и обновляются цеха. Доки никогда не пустуют — очередь из кораблей и судов расписана на месяцы вперёд. Но самое главное — «Красная Кузница» вновь возрождает традиции судостроения: здесь ведётся постройка служебно-вспомогательных судов, которые незаменимы в работе на судостроительных предприятиях и в портах нашей страны, а в конце июня состоится закладка пассажирских судов, предназначенных для Архангельска и Онеги.

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей