Сто подлодок в багаже нашего Виктора Архипова

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/07/3284-r.jpg

Парень из Липецкой глубинки

В каждом подразделении «Звёздочки» на видных местах оформлены фотостенды с фамилиями передовых производственников разных поколений, награждённых орденами и медалями. Есть такой фотостенд и в окрасочно-гуммировочном цехе 45, на котором красуется снимок ветерана подразделения Виктора Ивановича Архипова, бывшего маляра, мастера, инженера, отдавшего «Звёздочке более полувека своего трудового стажа.

Полистаем страницы биографии талантливого корабела, человека с морской душой, принимавшего личное участие в ремонте, модернизации и переоборудовании более ста атомных подводных лодок и первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Судьба Виктора Архипова, парня из Липецкой глубинки, в деревне которого не было даже маленькой речушки, занесла сначала на Балтийский, а потом на Северный флот. Пришла пора Виктору идти в армию. Медкомиссия сделала вывод: этот крепыш среднего роста годен своим здоровьем служить в Военно-морском флоте. Так, в конце 50-х годов он оказался в Кронштадском учебном отряде подводного плавания, став курсантом учебной роты рулевых — элиты Российского флота. Восемь месяцев он изучал азы штурманской школы. Закончив её, получил направление в Беломорскую военно-морскую базу, где формировался экипаж на атомную подводную лодку К-33 проекта 658.

К слову, именно эти лодки были первыми в отечественном ВМФ, вооружённые баллистическими ракетами. Матросу Архипову и его сослуживцам, прибывшим в наш город, пришлось менять ленты бескозырок с надписью «Краснознамённый Балтфлот» на «Северный флот», который через несколько лет тоже будет Краснознамённым. В 1961 году К-33 взяла курс в Заполярье, в Западную Лицу, место постоянного базирования атомных подводных лодок первой флотилии которой командовал Герой Советского Союза, вице-адмирал Александр Петелин.

Матрос Архипов стоял у руля подводного крейсера. Западная Лица, по тем временам, была небольшим городком, втиснутым между скалами. Подойдя к Малой Лопатке, акватории базы, на самой вершине высоченной скалы Виктор увидел огромную белую надпись: «Ленин». Кто её сделал, так узнать и не удалось ни Архипову, ни автору этих строк, позже служившему здесь. Лодка часто выходила в море, экипаж готовили к автономным походам.

В декабре 1961 года первой в ВМФ СССР К-33 совершила арктический поход для отработки тактических приёмов в подлёдных условиях со всплытием во льдах. 1962 год.

Новый поход

Атлантика встретила лодку неожиданностью, а говоря языком моряков, на ней сложилась внештатная ситуация. Находившиеся на борту К-33 командующий Северным флотом адмирал Владимир Касатонов и генеральный конструктор ЦКБ-18 Сергей Ковалёв приняли решение: лодку из автономного похода вернуть к месту постоянного базирования дл устранения неполадок.

Этот разговор между ними наблюдал старшина команды рулевых Виктор Архипов. И помнит его до сих пор. Осенью 1962 года АПЛ К-33 прибуксировали на «Звёздочку» для ремонта и модернизации. Командовал кораблём в то время капитан 2 ранга Лев Матушкин, будущий Герой Советского Союза и вице-адмирал. С приходом этой лодки «Звёздочка» открыла эру ремонта атомных подводных субмарин на верфях Советского Союза. Не будем вдаваться в подробности обновления лодки. Скажем, что от заводского причала она отошла в декабре 1964 года, вооружённая ракетным комплексом с подводным стартом.

Пока лодка проходила ремонт, у главстаршины Архипова заканчивалась срочная служба. В 1965 году он с Северным флотом расстался по семейным обстоятельствам. Но так прикипел к кораблям, что не хотел с ними терять связей, даже окончательно сойдя на берег. Устроился работать на «Звёздочку» маляром в цех 41. Только на этой должности он пробыл недолго. Начальник цеха Юрий Ручьевских, видя во вчерашнем подводнике-североморце командирские задатки, назначил его мастером малярного участка, занимавшегося покраской ремонтируемых подводных лодок и посоветовав тому поступать на вечернее отделение городского политехникума. Архипов, ещё не отойдя от четырёхлетней флотской службы, принял совет начальника цеха как приказ и неукоснительно его выполнил, получив диплом о средне-техническом образовании.

Интересный момент

В те далекие годы набирали популярность ленинские субботники. Участок Архипова, как правило, был не только их активным участником, но и постоянно ставил цеховые рекорды по производительности труда. Особенно коллектив старательно трудился на ремонте первого в мире атомного ледокола «Ленин», за что его капитан Герой Социалистического Труда Борис Соколов высказал слова благодарности на одной из директорских проверок. В 1972 году маляров перевели в новый 45-й цех. Здесь в полной мере раскрылись организаторские способности Виктора Архипова. Он внедрял в производство, естественно, с другими участками, новую окрасочную технику, в том числе аппараты «Луч», «Импульс» для окраски помещений внутри заказа, установки БВР ТОН-300 для окраски межбортного пространства, которые произвели настоящую «революцию» в окрасочном производстве. До их внедрения окраска огромных площадей балластных цистерн производилась только вручную. Было задействовано большое количество маляров и тратилось значительное время.

В новом подразделении Виктору Ивановичу довелось работать и на инженерных должностях, используя свой огромный опыт не только на ремонте подводных лодок. Но и на строительстве надводных кораблей и судов гражданского назначения. Он внёс свой вклад в строительство спасательного судна «Звёздочка», рыболовных траулеров «Ягры», «Архангельск», «Койда-2», СПБУ «Арктическая» и других. Практически все десятилетия, отданные «Звёздочке», уходили у него и на общественную работу.

Продолжительное время он возглавлял цеховое партбюро. При нём наглядная агитация считалась одной из лучших на предприятии, а стенная газета не раз выходила в призёры в масштабе предприятия. С 2011 года Виктор Иванович находится на заслуженном отдыхе, но связей с родным заводом не теряет. Старается участвовать в мероприятиях, организованных цеховой общественностью и советом ветеранов предприятия. Таких замечательных тружеников на «Звёздочке» не забывают. Не так давно Виктор Иванович отметил свое 80-летие. Генеральный директор поощрил его высшей наградой «Звёздочки» — почётным знаком «За заслуги перед предприятием», совет ветеранов вручил ему медаль «Дети войны». Несомненно, все награды — новые и прежние, Виктор Иванович наденет в приближающийся праздник — День корабела.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей