Нина Воронич — об искусстве, картинах и умении видеть
Ей 27 лет. За плечами три персональные выставки и более двухсот картин. Родилась и выросла на Украине, два года живёт в России, из них год — в нашем городе. Её картины отличаются от работ других художников цветом и стилем. Настоящий талант — так говорят о ней.
Нина Воронич по образованию учитель изобразительного, декоративно-прикладного искусства, этики и эстетики. В художественной школе не училась, поступила в университет без подготовки. В настоящий момент её основная деятельность — написание картин, но есть ещё хобби — создание коротких рассказов к картинам. Увлекается росписью керамики, текстиля.
Девушка родилась на Украине, в Днепропетровской области, в селе Ульяновка. Когда была маленькой, родители переехали в Кривой Рог, где Нина жила до 2018 года.
Есть два старших брата, которые давно живут в России, в Нарьян-Маре. Именно по их инициативе Нина с мамой в 2018-м приехали в Россию.
Художественный талант передался по наследству от дедушки. Он рисовал картины маслом, но был самоучкой.
Один год в Нарьян-Маре Нина работала преподавателем арт-студии и познакомилась с молодым человеком из Северодвинска, которого сейчас называет своей второй половинкой. Благодаря ему и оказалась в нашем городе.
Жизненный путь здесь продолжился в творческом пространстве «Мост». И персональной выставкой в ЦКиОМ.
***
— Нина, расскажи, как ты готовилась к выставке.
— Никто не предлагает такие мероприятия, никто не ищет талантливых художников, ты всё должен делать сам. Ты ищешь помещения, выставочные залы через интернет…
В Северодвинске я сразу начала поиск, где можно показать свои картины. Так я нашла в сети «ВКонтакте» группу ЦКиОМ и познакомилась с Ларисой Николаевной Баландиной. Договорилась о встрече.
Подготовка к выставке — процесс не быстрый. Сначала мне предложили из-за введённых ограничительных мер сделать её онлайн, но картины нужно видеть вживую, потому что это совершенно другое впечатление.
— Название выставки — «Я так вижу, или Смотри, как я». Почему именно так?
— Знаете такую поговорку: «Я художник — я так вижу»? За всё время преподавания я заметила, что мой глаз видит не так, как у новичков. Они не видят оттенков. Например, спрашиваю у знакомых: «Какого цвета асфальт?». А все отвечают: «Серого или тёмно-серого».
— А какого цвета асфальт?
— На самом деле это зависит от погодных условий и света, но ведь есть много оттенков: синий, фиолетовый, зелёный. Если вы заметили, у художников картины с более открытыми цветами, чем мы видим вживую в природе. Просто мы замечаем оттенки, которые не сильно различимы глазу обычных людей. А художники их стараются подчёркивать, преувеличивать, чтобы зрителю передать настроение цвета.
Художник — это не фотограф, не принтер, мы не передаём то, что видим, мы пропускаем всё через себя, свои эмоции и выражаем своё видение, берём за основу, подчёркиваем — и получается картина.
— Сколько на выставке представлено полотен?
— Зрители могут увидеть 51 картину. Часть из них приехали со мной с Украины, в основном эти картины дороги мне как память, другие ещё
с выставки в Нарьян-Маре, а третьи созданы уже здесь. Некоторые картины видоизменились, получили вторую жизнь, но живут со мной.
— Нина, чаще всего герои твоих картин — это люди. Выбор определён каким-то особым отношением к ним?
— Я как художник часто работаю на заказ. Заказали портрет человека — сделаю. Но мои творческие работы, которые я делаю для себя и для выставок, отличаются свободой выбора, и я могу выбрать любого понравившегося мне человека. Подмечаю что-то необычное в людях.
Многие скрывают свои эмоции, держат дистанцию. Но есть такие, которые напоказ — открытые и эмоциональные, у них внутренний космос. Каждый человек — отдельная планета. Я подмечаю таких людей. И если меня что-то цепляет, мне хочется представить его в том образе, в котором вижу я.
— Как научиться видеть картину?
— Не обязательно разбираться в живописи. Как сказал один художник, надо, чтобы картина цепляла. На уровне «нравится — не нравится». Вызывает она у вас эмоции или не вызывает. Бывают картины, технически прекрасно написанные, но они не трогают, не дают эмоций.
Моя задача — не просто показать портрет человека, не просто образ, а погрузить зрителя в историю, чтобы он задумался: а что это за человек, чем он занимается, о чём он думает и грустит или чему радуется?
— Ты пишешь истории к своим картинам. Как они рождаются?
— История — это как видит картины автор. Это происходит случайно. Чаще, когда я уже иду спать, думаю о картине — и вдруг у меня в голове появляется история. Мне не надо её выдумывать, она просто рождается. Я иду к столу, достаю блокнот, ручку и записываю. Все истории придумываются в процессе создания картины, когда она уже задумана.
— Сколько времени уходит на написание одной картины?
— По-разному. Зависит от техники, размера полотна, от вдохновения. Можно сесть и написать за два дня, а можно работать месяц. Я — ночной житель, всё вдохновение у меня во второй половине дня и до поздней ночи. Под вечер мне лучше работается.
— Есть ли среди картин самая любимая?
— На сегодняшний день у меня уже более двухсот картин. Трудно говорить про самую любимую. Однажды своему преподавателю я задала такой же вопрос. Знаете, что он мне ответил? «Любить картину — это как первая любовь. Вот сейчас ты её любишь, а потом появляется новая, и ты начинаешь любить её».
— Как прошло открытие выставки?
— На не слишком известного художника в городе много народу не придёт. Было человек двадцать, но все, кто был, подарили мне много положительных отзывов, эмоций и вдохновения. Здесь тебя сравнивают с северными художниками, творчество которых кардинально отличается от моих работ. Мои — более яркие и насыщенные. Мне часто об этом говорят.
— Какой ты человек?
— Не совсем организованна, не человек-правило. Я могу что-то нарушать, лениться, замыкаться в себе или, наоборот, много общаться. Но это особенность всех по-настоящему творческих людей.
— Кто такой творческий человек?
— Творческий — это тот, кто себя не сковывает никакими стереотипами, рамками. Он может выйти за них и показать, на что способен. Баланс энергии. Это как у ребёнка: есть своё творческое мышление, и если мы не будем его ограничивать, он сможет достигнуть больших побед.
В конце разговора я спросила Нину, может ли она назвать цветом других людей, и получила удивительный ответ:
— Конечно! К примеру, у вас я вижу белый и жёлтый. И по сочетанию цветов уже можно говорить о человеке, какой он! Мы, художники, стараемся показать людям мир более красочным и ярким. Я всегда говорю: «Давайте делать мир добрее и красивее!».
Персональная выставка Нины Воронич
продлится до октября. Непременно сходите,
чтобы наполниться эмоциями и хорошим настроением!
Беседовала
Наталья ГАЛУШИНА
Фото из архива Нины Воронич