MENU

Главные герои рассказа «О чём плачут  лошади» — животные. Главные герои рассказа «О чём плачут лошади» — животные.

06.03.2020 • К истокам

Абрамов против «Марвела»

Готовится к изданию книга комиксов — новое прочтение рассказов нашего земляка

 

Не секрет, что большинство школьников не в восторге от толстых книжек, которые классики написали десятилетия, а то и века назад. Молодёжи сейчас больше по душе что-то яркое, динамичное, что можно прочесть за один присест. Например, комиксы — знаменитые на весь мир истории вселенной «Марвел». Оттого особенно удачной кажется идея выпуска комиксов по произведениям именитых авторов. Нет, не для того, чтобы дети вместо чтения книг пробегали глазами картинки. А чтобы они заинтересовались и впоследствии обратились к оригинальным текстам. Сейчас к печати готовится сборник комиксов по произведениям нашего земляка Фёдора Абрамова. Напомним, 29 февраля отмечалось столетие со дня его рождения.

 

Проект-провокация

Сборник «Непро100 Абрамов» будет издан в рамках одноимённого проекта. Одним лишь названием авторы заявляют, что рискнули играть не только с иллюстрациями, но и со словами и цифрами. Реализует проект общественная организация «Союз просветительских инициатив» в партнёрстве с Муниципальной библиотечной системой.
— Это своеобразный вызов, провокация. Мы пошли на эксперимент: хотелось увидеть реакцию общественности, простых горожан. И нас сразу стали обвинять в том, что мы покусились на святое, что мы превратим персонажей Абрамова в супергероев… Что мы будем учить детей не изучать тексты, а листать картинки, — вспоминает автор проекта Марина Филина. — Но мы очень бережно отнеслись к творчеству Абрамова, к его северному слову. Комиксы лишь дополняют рассказы, делают их более наглядными. Ведь современному ребёнку, который читает абрамовские тексты, сложно представить реалии того времени.

Сюжет — на кадры

Шесть северодвинских художников в парах с шестью филологами работали над визуализацией шести произведений Абрамова. Отбирали только те рассказы, которые изучают в школах, причём изучают дети разных возрастов — как младшие классы, так и среднее, и старшее звено. И в то же время отобранные тексты хорошо ложатся на визуальный ряд, в частности ярко показан деревенский быт. Ну и не обошлось без нравственной проблематики, которую Абрамов закладывал в свои произведения.
Вся команда работала над созданием комиксов впервые. Опирались на опыт предшественников. К примеру, на изданные ранее комиксы по произведениям Гоголя, Платонова и Достоевского. Северодвинцы разработали свою схему: отобранные рассказы сперва прошли литературоведческий анализ, а затем сюжет делили на кадры. Потом из первоисточника выделяли диалоги. В произведениях без прямой речи их приходилось создавать, исходя из общего контекста.
— Бережно относясь к слову Абрамова, филологи и художники должны были адаптировать произведение. Каждое слово было оценено. Комиксы предполагают совершенный минимум текста: в нём нужно умудриться передать авторскую стилистику, сохранить мысль и идею автора, — подчёркивает руководитель проекта Ольга Гусарова.
— Мы отбирали фрагменты произведений и старались сжать их как можно сильнее. Тем не менее оставляли всё то, что соответствует авторскому слову, — добавляет филолог Ольга Борисова.
Сохраняли и речевую характеристику персонажей. К примеру, деревенский житель в комиксе вместо привычного нам «пока» говорит «покель». А городскому коту из рассказа «Про Василия Ивановича» и не думали навязывать нетипичную для него лексику.

Стильно, самобытно

В итоге отрисованы были рассказы «В Питер за сарафаном» (художник Наталья Науменко), «О чём плачут лошади» (Лилия Солтанова), «Жила-была сёмужка» (Евгения Корякина), «Про Василия Ивановича» (Мария Цыганкова), «Из колена Аввакумова» (Инга Пальцер) и «Потомок Джима» (художник Елена Смирнова).
В команде с иллюстраторами работали филологи Марина Филина, Надежда Сопилова, Ольга Борисова, Нина Горних, Ольга Мартиросян, Марина Соколова. В роли редактора выступил доцент Гуманитарного института Северодвинского филиала САФУ Роман Попов.
Художники и филологи работали как в парах, так и всей командой. Показывали друг другу эскизы, делились успехами. И каждый художник в своей стилистике попытался передать абрамовское слово на бумаге посредством красок и карандашей.

Не замена, а возрождение

Так, Елена Смирнова проиллюстрировала, пожалуй, самый тяжёлый рассказ сборника — о блокадном Ленинграде. Как сама говорит, хотела создать не просто картинку, а передать эмоции героев — чтобы читатель прочувствовал всю их боль.
А комикс Инги Пальцер отличается минимумом текста. Изначально художница и вовсе думала обойтись без него — так быстро история в её воображении предстала в виде картинок.
— Все визуальные образы появились уже после первого знакомства с рассказом. Ведь когда мы читаем книгу, то каждый видит героев по-своему. Так и я сразу увидела этот рассказ — оставалось только воплотить это на бумаге, — делится Инга.
Хочется напоследок ещё раз отметить, что эти комиксы — ни в коем случае не замена рассказам Абрамова. Это лишь ещё одна возможность познакомиться с произведениями земляка, но уже в другой форме. Главная задача проекта — возродить, актуализировать произведения классика. Пересказать его сюжеты новым языком — языком комиксов. Но и, повторюсь, заинтересовать первоисточником. Неспроста комиксы будут сопровождаться QR-кодами, ведущими на электронные версии текстов Абрамова.
Уже в этом месяце книгу отпечатают тиражом 1000 экземпляров, распространяться они будут бесплатно — в первую очередь по школам и библиотекам.

ЕЩЁ БОЛЬШЕ ИСТОРИЙ
В рамках проекта был организован и конкурс стрипов (комиксов из двух-четырёх кадров) по произведениям Фёдора Абрамова.
Свои работы на суд жюри представили семь человек старше 14 лет. В итоге первое место заняла Эллина Пономарчук с рисунком по рассказу «Тяжёлая жизнь Мелентьевны», второе — Анна Емельянова с комиксом «В Питер за сарафаном», а третье — Надежда Уварова с работой по тому же рассказу. Стрипы также будут напечатаны в сборнике комиксов.

Участницы проекта Евгения Корякина, Лилия Солтанова, Наталья Науменко, Мария Цыганкова, Елена Смирнова, Марина Филина, Ольга Гусарова, Инга Пальцер.

Участницы проекта Евгения Корякина, Лилия Солтанова, Наталья Науменко, Мария Цыганкова, Елена Смирнова, Марина Филина, Ольга Гусарова, Инга Пальцер.

Фото автора

Comments are closed.

« »