Золотые хранители

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/03/Screenshot_27-800x500.png

Северодвинский краеведческий музей на пороге юбилея

Куда ведут почётных гостей Северодвинска? Если возможно – на подводную лодку. Ну и, конечно же, в городской краеведческий музей. 4 марта ему исполняется ровно полвека. Сотрудники музея бережно, по крупицам собирают и изучают историю прошлого и настоящее города корабелов. За 50 лет 1300 дарителей передали сюда свои реликвии. Сегодня в фондовых коллекциях музея находится около 62 тысяч предметов, за которые отвечают хранители. Важная составляющая – экспозиционно-просветительская работа. Одни из самых активных в этом направлении сотрудников музея –Любовь Карпова и Анастасия Цветкова (на фото). Официальное празднование 50-летия музея состоится в октябре. Но наша газета — его давний и преданный друг — готова поздравить коллектив уже сейчас. Интересный разговор получился у нас с директором музея заслуженным работником культуры РФ Валентиной СТУРОВОЙ (на снимке). Она возглавляет учреждение с 1997 года. Кстати, за пятьдесят лет в музее было всего четыре директора. 

Отражали прошлое

— Валентина Ивановна, давайте немного окунёмся в историю.
— Музей основан 4 марта 1970 года как народный. С 1976-го назывался музеем истории социалистического города, филиалом Архангельского областного краеведческого музея. В 1990-м стал самостоятельным, получил статус краеведческого, что позволило значительно расширить рамки изучаемых тем.
Основателем музея и его первым директором стала Тамара Александровна Питолина. В разные годы внесли свой вклад директора Е.И. Пенкина, Н.Г. Лютикова; сотрудники В.Т. Мочалова, Н.А. Никулина, Г.Б. Базунова. Л.В. Князева, Л.П. Назарова, Т.М. Капитолинина, Е.М. Пяткова, Л.Ю. Евстафьева, Е.В. Кузьмина, Ю.В. Сокольская, Г.Н. Смирнова.
В музейную профессию приходят люди самого разного склада ума, образа мышления и образования. Но они должны обладать очень важным качеством — способностью всю жизнь впитывать новые знания. Результат деятельности зависит от работы каждого члена команды.
Назову всех членов команды, которые стали профессионалами музейного дела, вносят значительный вклад в его развитие. Это Е.Б. Сусляева, Т.Н. Балашова, Е.Ф. Луцковская, Т.Н. Поздеева, А.Ф. Цветкова, Л.В. Карпова, В.С. Смирнов, Н.А. Фёдорова, Н.Н. Попович, Е.В. Горбунова, А.В. Власова, В.Н. Паршева, В.А. Волкова, Е.В. Сиренко, Е.А. Каюрова.
Говоря о музее, мы в первую очередь подразумеваем его научные кадры, но и бухгалтерия, и технический персонал тоже члены команды.
— У вас ведь были и помощники.
— Да, всегда. Например, стараниями краеведа Александра Ивановича Патокина собрана и передана в открывшийся музей большая и интересная коллекция этнографических предметов, ставшая основой первой постоянной экспозиции по истории края. Первые экспозиции кратко отражали прошлое края, его природу и историю строительства города. Долгое время он был закрытым, а многие темы запрещала цензура. Мы знали, что многого не сможем показать по политическим мотивам. И главного — судостроения.

Без оценок истории

— Но вот наступила новая эра музея…— Музей живёт, растёт и развивается вместе с городом, страной. Остались позади годы политической цензуры и эпоха тотальной секретности. Стали историей 1990-е. Это удивительные годы, когда нам пришлось заново изучать историю страны, своего города.
Начиналось совсем другое музееведение. В то время многие музеи закрывались, а наш стал городским краеведческим, реконструировал и сохранил экспозиции. В дальнейшем все они строились по краеведческому принципу без каких-либо исторических оценок.
Настало время, когда информация, которую несут наши экспозиции и выставки, не расходится с опытом и знаниями посетителей. В этом смысл музея, он гарантирует подлинность и объективность.
— Именно в эти годы началась в стране переоценка ценностей и ломка идеологических стереотипов.
— И стали открываться «белые пятна» истории на выставках «Гулаг, Ягринлаг…» — о создании и деятельности Ягринлага на территории Молотовска.
В год 300-летия Российского флота на выставке «Северодвинск — флоту» впервые в стране музей рассказал, ради чего построен город корабелов, о величайшем подвиге кораблестроителей.
История города и его жителей во все времена была неразрывно связана с историей ВПК, военно-промышленного комплекса страны. 2000 год — выставка «Северодвинск — военно-морской форпост Отечества». 2001-й — выставка «Северодвинск на рубеже веков». 2008-й — выставка «Северодвинск — город корабелов и моряков». Они раскрыли особенности Молотовска — Северодвинска и его роль в истории страны XX — начала XXI века.
Это были этапы подготовки музея к созданию новых постоянных объективных экспозиций по истории города. В 2015 году открылся зал «Город Молотовск в годы Великой Отечественной войны». В 2018-м — зал «Молотовск — Северодвинск. XX век». Экспозиция рассказывает о становлении города как центра атомного подводного судостроения во второй половине XX века.
В 2020 году в музее откроется новая интерактивная экспозиция «Основание города. 1936—1941 годы».

И Острожская Библия

— А если отвлечься от судостроения?
— Сейчас среди экспозиций важное место занимает «История поморского края с древнейших времён до начала XX века». Она объединила труды сотрудников за несколько десятилетий. Ей предшествовал ряд выставок, ставших событиями в музейной жизни.
Например, выставка «Порт святого Николая — первый морской порт России на Севере», открытая в 1998 году, впервые раскрыла страницы истории того места, где сейчас находится Северодвинск.
Выставки «Амбурские: новые находки и открытия», «Старообрядческие скиты на Беломорском Севере» стали результатом исследователь-ской работы сотрудников музея по научной теме, а предметы, составившие экспозиции, собраны в историко-этнографических экспедициях, проводимых музеем. После одной из них фонды пополнились уникальным экспонатом — Острожской Библией первопечатника Ивана Фёдорова 1581 года.
Был организован ряд вы-ставок по истории поморского села Нёнокса. Многие уникальные предметы вошли в состав постоянной экспозиции по истории края.
В 2009 году открыт стилизованный этнографический комплекс «Русский северный дом». Это интерьерная реконструкция внутреннего пространства поморской избы. Четыре основных экспозиционных блока соответствуют четырём основным зонам избы: печной угол, бабий кут, красный угол, мужской угол. Для оформления использован традиционный материал — дерево, представлены подлинные предметы конца XIX — начала XX века.
— Какими ещё достижениями может похвастать музей?
— Большим событием стала передача Иннокентием Степановичем и Валентиной Станиславовной Бахтиными в дар городу с правом хранения в музее своей личной библиотеки, насчитывающей 7 655 предметов. Это бесценное сокровище — гордость музея.
Участие во Всероссийских грантовых конкурсах принесло победы и признание профессионализма наших сотрудников. На средства фонда «Династия» созданы интерактивные экспонаты, рассказывающие о внутреннем устройстве, технологии постройки атомных подводных лодок и главных профессиях подводников.
В 2013 году для посетителей открыли выставочно-образовательное пространство «Музейная субмарина». Основная идея этой экспозиции — интересно и доступно рассказать посетителям, что собой представляют атомные подводные лодки, как они функционируют, какие научные и технические достижения в них воплотились.
А одной из задач в партнёрстве музея и кораблестроительных предприятий города является реализация проектов профориентационной направленности. Успешно реализован проект «Школа корабельных мастеров», признанный лучшим молодёжным в области.

Елена СУСЛЯЕВА, научный сотрудник:

— Конец 1990-х. В музей привезли первую выставку восковых фигур. Под выставку отдали самый большой зал. Часть отгородили занавесом, за ним разместились организаторы. Дело было в мае, но в первый день работы выставки неожиданно выпал снег, да в таком количестве, что жители города с трудом открывали двери подъездов. Каково было наше удивление, когда к началу работы музея на улице уже стояла толпа жаждущих попасть внутрь. Прямо как в столичных музеях.
Мы пережили культурный шок и водили экскурсии практически каждый час. Московские устроители так обрадовались потоку посетителей, что немного расслабились. Рассказ экскурсовод вёл в полумраке. Около ширмы стояла фигура двуликого бога Януса. И вдруг во время рассказа о том, что Янус может менять своё лицо, появляется лохматое полупроснувшееся лицо организатора выставки. Все в шоке. Пришлось объяснить экскурсантам: мистика в музее на каждом шагу.

 

Репродукция — не замена

— В чём своеобразие работы с уходящим наследием?
— В 1993 году в селе Нёнокса музей открыл свой филиал. При поддержке депутата С.В. Коловангина в 2007-м построили его новое здание. Сейчас это настоящий центр культурной жизни села. Можно при- вести пример использования филиалом исторического сооружения «соляной амбар» XVIII—XIX вв.
В 2014—2015 гг. сотрудники музея дважды выигрывали гранты благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сёл». На эти средства восстановлен соляной амбар в первоначальном виде на его историческом месте, и в нём создан Музей соли. В экспозиции центральное место занимает макет, в котором уменьшенная копия амбара предстаёт уже как музейный экспонат.
Сотрудники филиала стали организаторами четырёх археологических экспедиций совместно с Институтом археологии РАН. В результате раскрыты многие тайны нёнокских солеварен. В организации археологических раскопок помогла администрация Северодвинска.
— Музей — учреждение, обычно посвящённое прошлому. Сохранится ли эта потребность человека в будущем?
— Конечно. Ведь музеи — хранилища нашей памяти. Для нашего музея городская этнография тоже очень важна. Мы смотрим на советский быт из другой эпохи и, значит, можем показывать его в экспозиции. Потребность увидеть именно подлинники очень велика. Никакая репродукция их не заменит, потому что у человека сильна тяга к настоящему.
Мода на музейное мультимедиа идёт на спад — техника ведь быстро устаревает. Не случайно молодожёны приезжают к нам, чтобы совершить поморский свадебный обряд в музейном пространстве среди подлинных экспонатов, погрузиться в атмосферу былого, учиться уважению к предкам, прислушаться к своей душе.

Елена ЛУЦКОВСКАЯ, главный хранитель музейных предметов:

— Даже в XXI веке можно найти уникальные предметы старины. Организуя этнографические экспедиции, мы совершаем своеобразное путешествие в прошлое. Встречаясь с людьми, записываем их рассказы об истории местности, особенностях ведения хозяйства, о быте местных жителей, о памятниках культовой архитектуры, о контактах с другими населёнными пунктами, о праздниках, отмечаемых в деревне, и т.д. Конечно же, одна из основных задач при этом — пополнение фондов музея. Так, в результате полевых исследований поступили такие предметы, как чайник с лозунгом «Все в культпоход!», винная бутылка с этикеткой «Типа портвейна», коллекция серебряных вотивных подвесок, предметы старообрядческой культуры: колокола с амбурской колокольни, кации (старообрядческие кадила), предметы быта, мебель.

 

В контакте с художниками

— В чем же состоят музейные функции?
— Сейчас у нас существует финансовый план. А источников дохода не так уж и много. Один из них — экскурсии. Но ведь музей не только место для предоставления платных услуг. Помимо приёма посетителей, собирания и систематизации коллекций у нас много других функций. Музей может быть генератором дохода для города — даже не будучи прибыльным по «кассе». Его дело — привлекательность города создавать, а доходы пусть гостиницы и магазины получают. Всё равно деньги остаются в городе.
Музей — это и просветительский, и общедоступный культурный центр. Но если его закрыть, то качество жизни городского сообщества резко снизится.
Музей — центр притяжения для туристов. А поскольку туризм — одна из самых увлекательных форм досуга, то в будущем он будет только расти. Музей продолжает оставаться одной из самых дешёвых культурных услуг, поэтому его востребованность растёт. Это не просто хранилище экспонатов. К музейному собранию стали чаще обращаться организации, исследователи, горожане, школьники.
— Особое место в вашей деятельности занимает работа с художниками, создающими многофункциональное музейное пространство.
— Большинство музейных выставок и экспозиций материализовались при участии удивительного человека — дизайнера и художника, члена Союза художников РФ Геннадия Петровича Садомовского. Экспозиции, сделанные руками профессионалов, дают хороший результат. Дизайн должен отражать их смысл. Только в диалоге музейщиков и дизайнеров рождается современный музей.
Конечно, мы стремимся создать свой фирменный стиль. Ведь не случайно музеи объединяются в «союз непохожих», каждый имеет своё лицо. Сегодня очень актуальна интерактивность, и музей шагает в ногу со временем. Все экспозиции построены с элементами интерактивности, что производит на посетителей сильное впечатление. Например, в зале «Музейная субмарина» посетитель может почувствовать себя в роли гидроакустика, распознавая шумы за бортом подводной лодки и т.д.
Иногда сотрудники при организации музейного пространства, выставок выступают в роли дизайнера. Так мы открыли выставочный зал, поскольку один из главных показателей муниципального задания — организация выставок.
Отдельное фондохранилище
— Расскажите о главной мечте музея.
— Музей создаёт электронный каталог фондовых коллекций и участвует в создании Государственного каталога Музейного фонда РФ. Здесь ежедневно пополняются коллекции, а значит, растёт потребность в новых хранилищах. Чтобы выставить как можно больше экспонатов и увеличить количество посетителей, музею требуются новые выставочные площади. Поэтому наша мечта — строительство рядом с музеем отдельного фондохранилища.
В настоящее время подготовлена проектно-сметная документация. В новом здании предполагается организовать «открытое хранение» фондовых коллекций, и посетители получат уникальную возможность увидеть редко экспонируемые или никогда не выставлявшиеся предметы. Создание нового конференц-зала позволит проводить массовые музейные мероприятия, конференции, лекции, образовательные программы. Музей станет более доступным и интересным не только для жителей, но и для гостей города.
— Кого из партнёров вы хотели бы поблагодарить?
— У нашего музея давно сложился особый круг соратников, людей деятельных и творческих, патриотов нашего города. Вместе с ними мы принимали непосредственное участие в создании музеев в Морской кадетской школе имени адмирала П.Г. Котова и в Северодвинской городской детской клинической больнице, оказывали методическую помощь школьным и ведомственным музеям, а также всем организациям, создающим свои музеи.
Особая гордость — это долголетние партнёрские отношения с градообразующими предприятиями. Мы искренне благодарны Севмашу, «Звёздочке», «Арктике», без поддержки которых музей не достиг бы современного уровня развития. Их участие в организации выставок из столичных музеев, консультационная и спонсорская помощь просто бесценны.
Отдельную благодарность мы адресуем администрации Северодвинска, депутатскому корпусу области и города за серьёзную финансовую и моральную поддержку музея.
И конечно же, выражаем огромную благодарность горожанам всех поколений за участие в сохранении истории любимого города. Во многом благодаря им наш музей стал одним из ведущих в Архангельской области.

Любовь КАРПОВА, заведующая сектором развития музея:

— Что для меня музей? В далёком 2000-м я, обладатель красного диплома, пришла работать в музей даже не научным сотрудником, а простым смотрителем залов «Природа» и «Экология» — настолько чувствовала в себе музейное призвание. Лишь бы кем, только в музее… Через полгода стала научным сотрудником, стала проводить экскурсии и народные праздники, изучать научные темы. За двадцать лет работы ни единого дня не сожалела о сделанном однажды выборе. Очень надеюсь, что лет через тридцать на пенсию уйду тоже из музея.

Screenshot_30

Screenshot_29

Screenshot_28

Фото Татьяны Воротынцевой

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829  

Архив записей