MENU

1

26.12.2019 • Колонка редактора

Заходите в любой день. Я жду

Сегодня легендарному строителю кораблей Павлу Лапшинову исполняется 100 лет

Всё начиналось на Рублёвке

Ему выпало родиться и провести детские и юношеские годы в Москве. Родительский дом под номером 19 стоял на одной из самых престижных в современном понимании улиц — Рублёвском шоссе. А тогда эту нынешнюю знаменитость распознавали разве что по Воробьёвым горам, куда устремлялись на выходные москов-ские лыжники.
Будущее рисовалось юному Павлику безоблачным и ярким. Но в шумный и многоголосый дом Лапшиновых приходит беда. Один за другим уходят из жизни родители: сначала мама Мария Григорьевна, а спустя несколько лет девятилетний школьник остался и без отца.
— Моими опекунами стали дедушка Павел Степанович и бабушка Анна Васильевна, — вспоминает почётный гражданин Северодвинска. — Своим трудолюбием, добром, любовью и высокой мудростью воспитывали во мне лучшие качества характера. Они занимались полеводством и разведением скота. Воробьёвы горы в то время представляли из себя крестьянское село с личными подворьями и фруктовыми садами. На нашем дворе всегда были лошади и коровы.
Мальчишкой он грезил морем, мечтал о путешествиях. Но прозвенел в 29-й школе, что на Большой Полянке, послед-ний звонок, и для её выпускника открылись двери фабрично-заводского училища при автозаводе имени Лихачёва. Семнадцатилетний Лапшинов становится модельщиком по дереву четвёртого разряда.
— Работать в технически оснащённом цехе автозавода было одно удовольствие. Всё свободное время занимался спортом. Любимые занятия на лыжах — прыжки с трамплина, слалом и двоеборье. На всесоюзных соревнованиях в Ленинграде я прыгал с Кавголовского трамплина. В Свердловске вошёл в десятку лучших прыгунов страны, получил первый спортивный разряд.
А потом пришло время служить в армии…

На «Гремящем»

— Я был зачислен курсантом по специальности «артиллерийский электрик» в школу оружия, которая размещалась в Кронштадте. В сентябре 1939 года нам предложили досрочно сдать экзамен по всем дисциплинам, а затем направили на корабли, проходившие государственные испытания на Балтике. Я попал на эскадренный миноносец «Гремящий».
В начале войны корабль участвовал в обеспечении высадки десанта наших сухопутных войск возле Петсамо, в обстреле вражеских позиций с моря, постановке минных за-граждений в районе вражеских берегов.
Первую награду из рук командующего Северным флотом А.Г. Головко я получил ещё до начала основных боевых действий. Это был красиво оформленный знак с надписью «Отличник ВМФ». Помню и первый сбитый в июле 1941 года фашистский самолёт. Мы тогда конвоировали торпедированный транспорт «Мария Ульянова». Двое суток не отходили от пушек, ведь основное моё место на «Гремящем» — центральный пост управления артиллерийским огнём.
Успешные боевые действия «Гремящего» радовали и союзников. Одно из поручений британского монарха непосредственно касалось Павла Лапшинова: командующий Северным флотом А.Г. Головко лично прибыл на корабль, чтобы вручить моряку за боевые заслуги в совместной борьбе с общим врагом необычную награду — именную медаль. На лицевой стороне медали читаем: «Король Великобритании и Индии Георг VI».
Прославленный гвардей-ский эсминец стал для Павла Лапшинова местом службы, полем боя и домом на целых восемь лет. Эсминец ещё до окончания войны пришёл с множеством повреждений на капитальный ремонт в Молотовск.
В бытовках 50-го цеха бы-валый моряк перестраивался на гражданскую жизнь. Многие его сослуживцы обзавелись семьями. С разрешения командования корабля 7 ноября 1945 года сыграл свадьбу и Павел Лапшинов. И только через четыре года он свяжет свою судьбу с Севмашем, с судостроительным техникумом, с профессией корабела.

Причалы Севмаша

Природная смекалка студента, лекции ещё не знаменитого Леонида Шмигельского и уроки на дому начальника отдела Владимира Мамашина мостили дорогу к главной жизненной профессии. «Павел, приходи, сегодня будем решать задачи», — приглашал Владимир Семёнович на домашние занятия по алгебре, геометрии, тригонометрии…
По рекомендации Мамашина директор завода Евгений Егоров назначает молодого специалиста руководителем вновь созданного цеха комплектации оборудования. А вскоре от него же последовало новое предложение: «Надо тебе приступать к работе по специальности». И назначил строителем дизельных подводных лодок во втором отделе.
Первым испытанием для него стала подлодка с завод-ским номером 515. Примечательно, что тактико-техническое задание на проектирование ДЭПЛ проекта 611 утвердил нарком ВМФ адмирал флота Николай Кузнецов, который во время войны не раз бывал на эсминце «Гремящий» и с которым не раз доводилось разговаривать Лапшинову. Выходило, что бывалому моряку уже в новом качестве предстояло выполнять задание великого земляка.
Вновь скажет своё слово и директор-легенда Егоров: «Я очень доволен вашей работой строителя. Но вот корабль проекта 658 будет значительно отличаться от предыдущих. Я назначаю вас старшим строителем и ответственным сдатчиком заказа 903».
После завершения ходовых испытаний вместе с директором корабль встречал адмирал А.Г. Головко.
— Я, конечно, был очень рад увидеть этого человека, теперь уже заместителя главкома. Это поистине был великий моряк. Из его рук я в годы войны получил медаль «За боевые заслуги» и именную медаль английского короля. И теперь мне большую радость доставляли и похвала, и пожелания успешных испытаний и сдачи корабля Военно-морскому флоту.
Крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами на борту (главный специалист проекта Сергей Ковалёв) 6 июня 1961 года вошла в состав Северного флота. А старшего строителя Севмаша ожидали другие корабли новых классов и назначений.
По собственному признанию Павла Лапшинова, страна поручала ему руководить строительством и испытаниями 14 (!) кораблей, и ни один не был похож один на другой. Был пример, когда кораблестроитель в течение одного года сдавал две подлодки — просто фантастика!
Но и этим счёт трудовых побед Лапшинова не исчерпывается. С 1977 года и до окончания трудовой деятельности в июле 1984 года Павел Васильевич руководил сдачей плавучего выводного дока «Сухона». Подобные инженерные сооружения в нашей стране до этого не создавал никто.
Теперь-то мы знаем великую значимость проекта. Когда первенец стратегических кораблей третьего поколения, впоследствии названный «Дмитрием Донским», достиг готовности к началу заводских испытаний, плавдок «Сухона» уже поджидал его за воротами эллинга. Уникальному сооружению Павла Лапшинова предстояло открыть операцию докования сдаточных подводных лодок, а затем сделать её постоянной.

Оптимист по жизни

Более тридцати лет Павел Лапшинов не выводит корабли на участок испытаний.
Угомонилась когда-то многоголосая просторная квартира именитого северодвинца. Рано ушли из жизни сыновья Валерий и Владлен. Вскоре после 65-летия совместной жизни оставила этот мир Фаина Феодосьевна Лапшинова. Но их присутствие ощущается во всём, в том числе в размещённых всюду фотографиях.
Нынешний день старейшины рода, как и прежде, наполнен жизнью. Павел Васильевич — один из самых авторитетных и активных членов об- щественного клуба «Корабел». А недавно Лапшинова навещали члены экипажа корвета, носящего имя легендарного эсминца — «Гремящий». Событие это расценивается СМИ как встреча двух эпох.
В нынешнем декабре мы перезванивались с Павлом Васильевичем чаще обычного. Всякий раз он приветливо приглашал: «Заходите в любой день. Я жду».
Заходить, я уже знал, лучше в будни. Выходные дни, по мнению дочери, работающей терапевтом в заводской поликлинике, надо посвящать семье, и это вполне разумно.
Представляю, каким выпадет сегодняшний день для юбиляра. Конечно, поздравить его придут все первые лица города корабелов — их визит назначен на полдень. А первыми поздравят юбиляра пра-внучка и два праправнука (им пока всего годик). Жизнь-то продолжается…

 

Юрий АНАНЬИН
Фото Владимира Ларионова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

« »