Как увлечение Михаила Балбошина переросло в бизнес
А вы знали, что в Северодвинске собирают вездеходы? Оказывается, в нашем городе работает компания «Север», которая этим занимается. А руководит всем производством Михаил Балбошин. Кстати, вездеход, как и предприятие, получил название «Север».
Интересная начинка
Раньше предприниматель занимался производством межкомнатных дверей, но в какой-то момент из-за ухудшения экономической ситуации покупательский спрос снизился. Поэтому Михаил Юрьевич принял решение поменять профиль деятельности — создал ООО «Север» по производству транспорта высокой проходимости.
Лет пятнадцать назад Михаил Юрьевич начал собирать простенькие четырёхколёсники.
Это было обычным хобби. Первые модели были с переломной рамой на базе мотоблока.
А в 2016 году появился экспериментальный образец. На нём сейчас Михаил Балбошин
с друзьями ездят в лес и на рыбалку.
В команде Михаила Балбошина — четыре человека, хорошие специалисты, технически продвинутые. Сейчас предприятие производит четыре вездехода в год.
У созданных компанией вездеходов интересная «начинка»: японский турбодизель «Kubota» мощностью 44 лошадиных силы, шестиступенчатая коробка передач от иномарки, карданный вал от «уазика», главная передача и бортовые редукторы от «гэтээски» (гусеничного транспортёра-снегоболотохода), топливный бак на 120 литров.
— Расход три-четыре литра в час. Тридцать часов «тарахтишь» смело, — поясняет Михаил Балбошин.
Дом на колёсах
Чтобы попасть внутрь, как водителю, так и пассажиру придётся немного напрячься. Поскольку вездеход высокий, у входа предусмотрены специальные подножки. И ручки, чтобы за них зацепиться. Конструкция не имеет дверей, как у автомобилей: передняя и задняя части откидываются. В салоне по бокам специальные полки для вещей, есть люк в потолке, боковые окна.
Корпус и рама сделаны из стали, днище — из качественной шведской, чтобы можно было ездить по брёвнам и камням. Остальные детали изготавливаются самостоятельно. К тому же вездеход утеплён. Можно организовать спальные места, сиденья раскладываются. Настоящий дом на колёсах.
— В идеале с полным комфортом поместиться внутри могут два человека, — рассказывает Михаил Юрьевич.
Колёса — низкого давления. Они обеспечивают плавучесть и амортизацию, а также увеличивают площадь опоры на землю. Специальный протектор позволяет, например, лучше цепляться за лёд. Их заказывают в Сургуте. Накачать колёса можно хоть лодочным насосом. Подкачка идёт выхлопом — отработанными газами.
— Бывало, прокалывали шину. Рвали покрышку так, что ру-ка пролезала в дыру, — делится Михаил Балбошин. — Зашивали проволокой и ехали дальше.
Лёгок в управлении
Вездеход «Север» управляется, как трактор, рычагами. По сравнению с образцами других производителей, у вездеходов Михаила Балбошина размер колёс и внутреннее пространство больше. В конструкции всё легкодоступно и ремонтопригодно.
Конечно, не каждый может себе позволить вездеход: цена начинается от 3,5 млн рублей. Но спрос есть. Размещены объ-явления в интернете, хотя в основном информация распространяется через «сарафанное радио». Например, в Москве человек купил два вездехода, в Новосибирске — четыре.
Михаил Юрьевич отмечает:
— Если б производство не окупалось, мы бы вездеходы не делали. У нас нет спонсоров или федеральных каналов финансирования. Все эксперименты и ошибки в производстве мы оплачиваем из своего кармана.
Владислав КОРЕЛИН
Фото автора