Тайны бассейнов у станции «Звёздной»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/02/82.jpg

Не думали, что посещение Крыловского научного центра в Санкт-Петербурге будет настолько захватывающим. Как мы представляли центр? Как обычный бассейн с несколькими дорожками, по которым плывут, раскачиваясь на волнах, игрушечные кораблики с моторчиками и дистанционным управлением. О, всё оказалось гораздо сложнее и совсем по-другому! По-настоящему. Между собой мы пошутили: «Это настоящий взрыв для гуманитарного мозга!».

В тренажёрном центре для капитанов мы проложили путь в Сабетту.

В тренажёрном центре для капитанов мы проложили путь в Сабетту.

Чем может впечатлить гуманитария Крыловский научный центр

 

Порядок и аккуратность
Визит для северодвинских журналистов организовал доктор технических наук со-
ветник руководителя ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Владимир Никитин. С ним мы знакомы с северодвинских времён, когда он был директором НИПТБ «Онега», потом ЦС «Звёздочка».
Объект расположен в Петербурге поблизости от станции метро «Звёздная» и впечатляет сразу хотя бы занимаемой площадью. Уже у входа царит атмосфера порядка. Аккуратные газоны, белёные поребрики, ряды деревьев, иным по 80 лет: липы, тополя, лиственницы. Здесь работает бригада садовников. Старожилы центра рассказывают, что в 90-е, когда были тяжёлые времена, молодые сотрудники выбегали в сквер и сбивали румяные яблочки оттуда, наедались вдоволь и домой по пакету «витаминов» собирали…
Историческую экскурсию для нас провёл старший научный сотрудник, начальник
группы истории НИИ, капитан I ранга Сергей Титушкин.
В ходе наших длительных передвижений (на автомобиле, пешком не обойдёшь!) по центру были задействованы начальник отдела ходкости Валерий Борусевич, начальник по экспериментальной базе Александр Кузнецов, начальник сектора исследований ледовой техники Алексей Добродеев, начальник научно-исследовательского многофункционального тренажёрного комплекса Александр Проняшкин, инструктор тренажёрного центра Евгений Воронин.
Прокатились
по волнам
В 1894 году в Петербурге начало работать первое в России исследовательское учреждение, призванное определять на испытаниях мощность двигателей кораблей. Этот год и считается датой создания Крыловского научного центра.
Немногим ранее в России было введено в оборот понятие «опытовые бассейны». Всем нам знакомый со школы великий учёный-химик Дмитрий Менделеев за два года создал бездымный порох и участвовал в постройке ледокола «Ермак» (впечатляющие факты)! И вместе с адмиралом Степаном Макаровым предложил строить бассейн для испытаний, чтобы начать отрабатывать теорию непотопляемости кораблей.
Академик Алексей Крылов — известный кораблестроитель, именно в его честь назван центр. Он стал в 1900 году заведующим первым опытовым бассейном. Его научные разработки вопросов плавучести кораблей актуальны и сейчас. Наряду с испытанием надводных кораблей стартовали опыты с первой отечественной подводной лодкой «Дельфин».
Всех гостей центра после вводной лекции у музейного макета в первую очередь везут к глубоководному бассейну. Это самый длинный опытовый бассейн в мире. Здесь проводятся испытания крейсеров, подлодок, ледоколов (одним словом, всего, что идёт по воде). И вот уже мы среди бесконечных цепей, проводов, труб, где проходят испытания сопротивления скорости судна, спроектированного для Азовского моря.
Испытываемые модели — уменьшенные в 40 и более раз копии оригинала с точностью до сотой доли миллиметра! Мы побывали в нескольких бассейнах, где испытывают эти модели судов, и даже в мелководном бассейне проехались над руко-творной «рекой» на буксировочной платформе и увидели, как волнопродуктор создаёт и нагоняет волны. Могут здесь устроить и нагрузки как при девятибалльном шторме!

Где испытывают ледоколы
А вот опытовый ледовый бассейн предназначен для определения ледовых нагрузок на морскую технику. Здесь нам предложили надеть шапки, закутаться в шарфы, ведь мы отправлялись в морозную зиму с температурой воздуха ми-
нус 20! За толстенной стеной искусственно наращивают лёд и испытывают с ледовыми нагрузками корпуса ледоколов и морских платформ.
Таких бассейнов всего три в мире: есть ещё в Германии и в Хельсинки. Центр выполняет заказы судостроительных компаний Великобритании, Франции, Норвегии, США, Японии, Южной Кореи, Сингапура и ещё более 20 стран. Конечно, на работе отразились санкции — уменьшилось количество заказов, но постоянные иностранные заказчики взаимодействуют с центром, просто новых пока не прибавляется.
Но портфель комплекса полон и своими проектами. Испытания Крымского моста проводили здесь. А также ледостойких платформ, плавучих буровых установок. В реалистично смоделированных условиях проектировали установку, которая поднимала со дна Баренцева моря затонувший «Курск». Именно специалисты центра произвели точные расчёты, сколько буксиров смогут вывести из доков Севмаша платформу «Приразломная». Хоть и стоит «Приразломная» на дне Печорского моря, но считается морским судном, у неё даже собственная капитанская служба есть — специалисты готовились тоже здесь.
Киностудия на воде
А вот перед нами уникальное архитектурное сооружение — купол, который держится на 32 колоннах. Здесь находится циркуляционный бассейн диаметром 70 метров, что позволяет испытывать суда при криволинейном движении. Зеркальная, абсолютно спокойная поверхность. Глубина шесть метров. Свои дренажная и очистительная системы.
Иногда бассейн становится… киноплощадкой для съёмок. Например, здесь снимали фильм «Первый после Бога» об Александре Маринеско.
Интересным для нас было и посещение многофункционального тренажёрного комплекса Крыловского центра. Здесь мы встали за штурвал и осуществили самостоятельную проводку ледокола в порт Сабетта!
Сотрудники «Крыловского вестника» рассказали, что выпуск газеты инициирован Владимиром Семёновичем. Знаем: ещё в бытность свою директором «Звёздочки» он всячески развивал информационное сопровождение и всегда с уважением относился к газетному слову. Редактор «Вестника» Екатерина Медведева рассказала об издательском центре, где выпускаются ещё и книги, и брошюры, и вручила нам по несколько экземпляров их печатной продукции.
Уходим с пониманием, что на этой территории сосредоточены мозги отрасли. И подводные лодки, которые строят в Северодвинске, испытывают и получают путёвку в жизнь именно тут.
Ольга ГОЛУБЦОВА, Наталья ТРОФИМОВА
Фото авторов и www.krylov-center.ru

***

Зона ответственности Крыловского центра — весь комплекс мореходных качеств, прочность, главные энергетические установки, акустические и электромагнитные свойства, ядерная и радиационная безопасность и определение облика кораблей и судов.

***

На самом деле Северодвинск и Крыловский центр тесно связаны. Крыловцы приезжают к нам на Север не только в командировки по делам испытуемых кораблей, но и на спортивные соревнования и туристические слёты, посвящённые Дню судостроителя.

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Архив записей