MENU
17

06.02.2019 • Колонка редактора

Как помочь капризуле?

Часто бывает так: ребёнок никак не хочет слушаться, кричит. В такой момент у многих взрослых возникает желание повысить голос и даже шлёпнуть. Стоп! Не случайно в заголовок мы вынесли слово «помочь». Нужно взаимопонимание, а не конфронтация. У каждого «не хочу» есть своя причина. Советы, как понять и вместе победить детские капризы, дают педагоги дет-ского сада «Дюймовочка».

И что делать, когда ребёнок плохо себя ведёт

Откуда берётся упрямство
Причины капризов бывают разные. Во-первых, из-за пло-хого самочувствия, болезни.
Во-вторых, они могут быть связаны с возрастными кризисами развития. В-третьих, как следствие неправильных детско-родительских отношений.
Мы остановимся на двух последних. Как известно, первые капризы появляются у малышей примерно в возрасте двух-трёх лет. В дальнейшем они могут
наблюдаться в течение дошкольного детства, обостряясь к семи годам. И если не знать психологические особенности разного возраста и вовремя не пересмотреть отношения с малышом, то негативные черты могут закрепиться в его характере.

Этапы роста
Знаете ли вы, что в два-три года идёт этап развития самосознания? Малыш начинает психологически отделять себя от матери. Выражать своё Я, познавать окружающий мир. У него появляются свои желания, устремления, интересы, которые родители не всегда могут понять и осуществить. Поэтому растёт стремление к самостоятельности. Ключевые слова ребёнка: «Я сам!».
В шесть-семь лет дети уже исчерпали развивающие возможности игры. Наступает момент, когда ребёнок понимает, что игра не может помочь познать мир во всей его полноте. Дети стремятся стать равными взрослым! На смену игре приходит познавательная мотивация, а вместе с ней и готовность к обучению.
Важно чутко отнестись к этим изменениям, не пропустить момент, чтобы помочь ребёнку ре-ализовать творческий
потенциал. Это время благоприятно и для закладки фундамента самостоятельности, ответственности, положительных качеств. Если тормозить развитие индивидуальности в ребёнке, то у него возрастает проявление негатива по отношению к взрослым. И капризы.

Меняемся сами
Как помочь капризуле? Ответ прост и сложен одновременно: нужно измениться самим! Изменить тактику воспитания и общения в семье.
Ведь в ранние годы поведение детей (хорошее или плохое) — во многом реакция на то, как с ними обходятся родители и окружающие люди. Успех в разрешении детских трудностей возможен, когда родители начинают осознавать свою ответственность за те или иные действия детей.
ИТАК:
1. Когда у вас возникает проблема с ребёнком, загляните внутрь себя и спросите: «Что есть такое во мне, что породило эту ситуацию?».
2. Следующий шаг — изменить своё отношение к поведению ребёнка. Негатив не приведёт к успеху в воспитании НИКОГДА. Попробуйте найти другие слова для описания качеств, которые проявляет сейчас ребёнок.
Например:
НЕ упрямый — НО последовательный, настойчивый, НЕ буйный — НО энергичный, НЕ привередливый — НО разборчивый.
3. Как только вы избавитесь от негативных оценок и сумеете разглядеть ростки будущих до-стоинств, у вас появятся новые силы и запасы ТЕРПЕНИЯ.
Направьте это терпение на то, чтобы обнаружить причину упрямства ребёнка. Разговаривая с ним, вы помогаете ребёнку освоить ценное искусство — выражать свои желания словами, а не скандалом. Такое внимание к капризам ни в коем случае не приведёт к избалованности. Напротив, трудноуправляемым становится ребёнок, которого не научили распознавать и доносить свои намерения. Проявлять внимание к причинам упрямства отнюдь не значит во всём потакать ребёнку. Вы должны вместе находить компромиссные решения.

Уменьшаем запреты — «повышаем» любовь
Также вам надо пересмотреть установленные ранее за-преты и ограничения. Оставьте наиболее необходимые. Определите, чем можно безболезненно поступиться.
Вместо этого постарайтесь создать атмосферу любви в семье. Если вы хотите вырастить послушных и самостоятельных детей, любите их безусловно, потому что «любовь — единственное средство подчинить себе душу ребёнка» (К. Ушинский.) Только в случае, если ребёнок знает, что он безусловно любим родителем, отец или мать могут оказать на него то или иное воздействие.
Говорите им, что любите! Но он должен чувствовать вашу любовь на самом деле. В семье необходимо создать спокойную атмосферу, укреплять ребёнка физически, закалять его, делать вместе зарядку, наладить питание, исключив излишества. Чаще всего капризным бывает ребёнок, который является единственным в семье, когда всё делается только для него.
Детей необходимо учить заботе, помощи близким людям. Они должны понять, что не смогут иметь всё, что им хочется. Очень важно: дети должны учиться
отказываться от собственных желаний ради других людей.
Родителям важно помнить, что сын или дочь (особенно маленькие) обучаются правильному поведению не посредством правильных слов, а «сканируя» поведение окружающих их людей.

Анастасия КОЖИНА, Ирина НОСКОВА, Ольга ЕРМОЛИНА, педагоги МБДОУ «Детский сад № 69 «Дюймовочка»
Фото с сайта rebenok16.ru

***

У педагога Константина Ушинского есть замечательная мысль: «Хороший воспитатель наблюдает за ребёнком и, как только малыш хочет шагнуть, как бы подставляет ступеньки под ноги вместо того, чтобы тащить его за собой по лестнице». Красивая метафора: получается, родитель помогает маленькому человеку самому выстраивать свою лестницу жизни и параллельно обучает его самостоятельности. В итоге это даёт умение самому двигаться вверх, не оглядываясь на папу и маму.

Comments are closed.

« »