То мадам Шоколадка, то фея Сказка

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/11/211.jpg

Когда я раньше видела полусонных людей, целыми электричками едущих утром на работу в Москву, то всегда их жалела. А теперь сама влилась в их ряды! Полтора часа на дорогу утром, полтора часа вечером. Зато работаю в Российском национальном музее музыки (ранее известном как Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки, или ВМОМК).

Как журналист стал экскурсоводом

Прощай, Мэри!
Тем, кто читал мои «Записки Мэри Поппинс»: да, я больше не гувернантка. Мама и папа моего воспитанника решили разводиться, ситуация в семье стала невыносимой. Я начала искать работу на специализированных сайтах. И обнаружила, что во ВМОМК есть вакансия экскурсовода.
В 2015 году, планируя переезд в Подмосковье, я прикидывала, где могу там работать. Вот бы найти место в музее… А в каком? Конечно, в музыкальном, я же по образованию учитель музыки. И вот мне нужна работа, а во ВМОМК нужен экскурсовод! Радуюсь, посылаю резюме. Ответа нет. Через пару недель вижу: вакансия закрыта. Расстроилась.
О, в школу в Королёве требуется учитель английского языка (такой диплом у меня тоже есть). Прихожу. Завуч высчитывает: нагрузка меньше ставки, педстаж… и обещает зарплату около 10 тысяч в месяц. Я не гонюсь за миллионами; но не до такой же степени!
Опс, ещё вакансия — музыкальный руководитель в дет-ском саду. Еду на беседу. Ура! Зарплату посулили 32 тысячи — хоть не 10. После январских каникул прохожу медкомиссию для устройства в детсад, получаю справку в МВД об отсутствии судимости.
И тут звонят из музея: «При-глашаем на собеседование».
Молодой человек, взятый на должность экскурсовода, не выдержал испытательный срок. Ну вот: то никакой работы нет, а тут даже появился выбор. Я выбрала музей.
Здесь жил Пётр Ильич
Российский национальный музей музыки состоит из шести отделов. Экскурсовод требовался в один из них — музей «П.И. Чайковский и Москва». Он открылся не так давно, в 2007-м, в доме, где Пётр Ильич в 1872—1873 годах снимал квартиру. Окна выходят на Кудринскую площадь, сквер с фонтаном и «сталинскую» высотку на Баррикадной.
На собеседовании спросили, не пугает ли меня перспектива трудиться в выходные и возиться с детьми — это основной контингент посетителей. Я сказала, что это работа моей мечты, а детей я не боюсь.
Первые три месяца — испытательный срок. Мне выдали текст экскурсии (довольно объёмный): надо выучить и сдать зачёт комиссии. 7 февраля меня допустили к работе с посетителями.

Парфюмер
А ещё через месяц я провела экскурсию и на английском языке.
Сколько воды утекло с тех пор, как я училась в институте! И как хорошо, что та вода не унесла с собой всё, что нам когда-то вложили в головы педагоги. Добрым словом вспоминаю преподавателей истории музыки Галину Григорьевну (в училище) и Евгения Александровича (в институте), которые много нам давали и строго спрашивали. Всё пригодилось. Как и то, что английским мы занимались по учебникам для вузов искусств: музыкальная терминология сохранилась в глубинах памяти.
Мне сказали, что экскурсию на английском надо провести для француза. Когда «француз» прибыл, оказалось, что это Тьерри Вассер, главный парфюмер дома Герлен, то есть «композитор запахов».
Господин Вассер — обаятельный, приветливый человек и большой поклонник Чайковского. Полтора часа мы общались, но я так волновалась, что не догадалась сфотографировать его в интерьерах музея или попросить написать что-нибудь в книге отзывов. И визит в музей одного из главных людей в мире парфюмерии остался незапечатлённым.

Песни, пазлы, снежки
В течение всего учебного года в Москве проходит олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Школьники должны набрать как можно больше очков, посещая достопримечательности и отвечая на вопросы, которые мы им выдаём. Чем больше музеев они охватили, тем больше в итоге наберут баллов.
Поэтому очень мно-гие озадачены количеством музеев, а не качеством ответов. Такие «марафонцы» вбегают в музей, быстро-быстро ищут ответы и уносятся дальше. В нашем районе есть ещё мемориальная усадьба Ф. Шаляпина, музеи А. Чехова и
М. Горького — за один выходной можно охватить четыре музея. Не знаю, что остаётся у ребят в голове после таких музейных забегов…
Но многие заказывают экс-курсию. И ты идёшь с ребятами по комнатам музея, рассказываешь им, как молодой Чайковский, пока ещё мало кому известный, приехал в Москву после окончания Санкт-Петербургской консерватории и стал преподавать в только что открытой Московской консерватории, с кем подружился, как искал свой путь в искусстве, как постепенно его музыка стала любима и известна…
Кроме экскурсий по экспозиции у нас есть интерактивные занятия по «Детскому альбому», балетам «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
Детишкам мы не лекции читаем, а преподносим информацию в доступной форме и в виде игры: разгадываем загадки Мышиного короля, играем на детских музыкальных инструментах, выбираем концовку для балета, сочиняем пьесу для фортепиано и шумового оркестра, делаем из бумаги балерину, играем в снежки.
На днях завершила работу временная выставка «Звучащий мир детства», посвящённая детским песням. На интерактивной экскурсии по этой выставке мы играли на барабанах, рисовали плакат, собирали пазлы и пели караоке! Иногда я чувствую себя настоящим аниматором. Мы и детские дни рождения проводим. И иногда я не я, а фея Сказка или мадам Шоколадка.

Не всё коту масленица
Думала, работать буду в паре с молодой, но более опытной напарницей-искусствоведом. Тем более что в музейном деле я новичок. Но через четыре месяца коллега ушла в декрет, и я осталась единственным экскурсоводом в нашем музее! Летом справлялась, но сейчас на меня легла очень большая нагрузка. Надеюсь, скоро возьмут нового сотрудника, и станет легче.
А главной трудностью оказалась дорога на работу. Автобус — электричка — метро, вечером в обратном порядке. И так три часа в день. Ужас! Мало-помалу я научилась не концентрироваться на этом; в электричке можно учить тексты экскурсий, просматривать соцсети, читать. Постепенно выяснила, в какой день недели на чём удобнее ехать, где делать пересадки, как беречь минуты и рубли. А раз в неделю для экономии времени вообще ночую в Москве в хостеле.
Но жить с этим можно. Так что если вы, приехав в Москву, увидите где-нибудь в метро дамочку, бегущую по переходу в пальто нараспашку, не удивляйтесь. Возможно, это я.

Фото из архива автора

***

Главной трудностью оказалась дорога на работу

***

Звёзды и бомжи
Я работаю в удивительном районе. Наш музей окружают усадьбы первой половины XIX века, изумительные особняки в стиле модерн, построенные на рубеже XIX и XX веков (сейчас в основном в них располагаются посольства разных стран), бывшие доходные дома.
Если даже это «просто» большой советский многоквартирный дом, то на нём несколько мемориальных досок: здесь жили Сергей Михалков и Наталья Кончаловская, там Людмила Целиковская, а в соседнем — Нина Мешко, народная артистка СССР, художественный руководитель Северного хора.
Но встречаются и не самые приятные детали. На пути от метро каждый день вижу немолодую бомжиху. Она сидит на приступочке, то покуривает, то дремлет. В отличие от других попрошаек, которые днём стоят с картонками «Помогите на еду и на дорогу», а вечером исчезают, она здесь постоянно.
Как она стала бездомной? Что должно было случиться, чтоб женщина в годах осталась жить на улице?

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей