Что нам ждать от торговли?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/11/113.jpg

В конце прошлой недели в Северодвинск съехались более 500 предпринимателей из 15 районов области. Два дня в нашем городе проходил XII Форум «Потребительский рынок Архангельской области: тренды и направления развития». Как выжить местной торговле в условиях падения покупательского спроса? Как предложить товар или услугу, на которую обратят внимание? Как стать любимым магазином, кафе или фитнес-центром? Можно ли выжить во времена наступления федеральных сетей? Эти и другие вопросы обсуждали представители бизнеса, органов власти и эксперты.

Министр АПК и торговли Ирина Бажанова вручила диплом в честь 100-летия военной торговли ветерану военторга Валентине Усачёвой.

Министр АПК и торговли Ирина Бажанова вручила диплом в честь 100-летия военной торговли ветерану военторга Валентине Усачёвой.

Тенденции потребительского рынка

В первый день работы потребительского форума в ЦКиОМ губернатор Архангельской области Игорь Орлов, министр АПК и торговли региона Ирина Бажанова и глава Северодвинска Игорь Скубенко осмотрели выставку достижений города корабелов. Гордиться помимо важных судостроительных производств действительно есть чем: свою продукцию представили русская кукольная мануфактура «Черепанова и Ко», предприятие народных промыслов «Декор Севера», СТЦ «Книжный», Северодвинский хлебокомбинат, АО «Северодвинск-Молоко», а также ИП Андрей Дегтерёв (макеты подводных лодок).

Здоровье экономики
Основная задача форума (который Северодвинск принимает впервые) — диалоговая площадка между органами власти и теми, кто работает в бизнесе. О значении потребительского рынка говорил и губернатор Игорь Орлов, назвав предпринимательство сферой, которая в значительной степени определяет здоровье экономики, а глава Северодвинска Игорь Скубенко отметил:
— Доля занятых в сфере потребительского рынка Северодвинска составляет 40% от всего сектора малого и среднего бизнеса — а это 15 тысяч человек. По численности сопоставимо с градообразующим предприятием «Звёздочка». В городе более 2000 различных предприятий, занимающихся производством и торговлей, общественным питанием и оказанием услуг населению. Сфера динамично развивается, но чтобы соответствовать новым реалиям и тенденциям, необходимо учиться, изучать опыт коллег.
Как раз поделиться своим опытом к нам приехали эксперты: владелец московского шоколадного производства «ShokoBox» Андрей Шарков, директор архангельской компании «Полисфера» Эдуард Волохов, коммерческий директор компаний «ШИК» Марина Стенина, замдиректора X5 Retail Group (Ярославль) Ольга Волкова. Блестящим модератором стала директор по маркетингу ООО «Норд Коммерц» Наталья Мчелидзе.

Покупатель — наш начальник
Именно ради него работает потребительская сфера. Эксперты доводят до сведения: люди сейчас экономят. В магазинах отмечают падение выручки, в общепите тоже меньше посетителей. В розничной торговле нынче правят бал жёлтые и красные ценники. Общий объём продаж товаров со скидками и по акциям составляет сегодня 25%. А в индустрии моды (одежда и обувь) только 15% проданных товаров — из новой коллекции. Покупатели ждут распродаж.
Падает и средний чек, люди всё меньше покупают. При этом постоянные клиенты есть в магазинах-дискаунтерах (по сниженным ценам). В такие магазины человек приходит ради экономии — ему не важны внешний вид магазина, оформление ценников и т.д. Сегодня, в 2018-м, мы ещё не вышли на суммы денежных трат, которые существовали до 2014 года. И выход из этой стагнации очень медленный.
Следующая тенденция — люди устали от больших торговых центров, от обилия товаров. Видели ли вы пустующие торговые комплексы, особенно в будние дни? Сегодня право на жизнь имеют те моллы, которые предлагают не просто товары, а образ жизни. Уже не отделы-якори привлекают клиента, а обещание хорошо провести время.
Если в торговом центре есть симпатичные кафе, развлечения для детей, различные мастер-классы или модные показы — туда пойдёт посетитель.
Несмотря на то, что торговым центрам обещали большое будущее, сейчас растёт популярность небольших павильонов и ларьков. И здесь вполне может выиграть местный производитель, если он завоюет доверие покупателей, если сможет удивить своим продуктом. Ведь крупные супермаркеты не всегда могут отслеживать свежесть продукции.
Поэтому сейчас появляются в магазинах фермерские
уголки.
По мнению Натальи Мчелидзе, не стоит сетовать на то, что федералы заполонят собой всё. Уникальные предложения никто не отменял!
— Мы можем сформировать свои ценности и транслировать их через продукт, — раскрыл секрет Андрей Шарков. — У нас нет никакой рекламы — наш шоколад продаёт сама упаковка! Например, милая тесёмочка, нежный цвет обёрточной бумаги и надпись: «Ты лучшее, что было в моей жизни».
Подешевле
кушать подано!
Эксперты говорят: растёт число тех, кто свободное время проводит дома. Единственная сфера общепита, где есть рост, — это доставка на дом, фаст-фуд и стрит-фуд (киоски на улице по принципу «по пути» или «возьми с собой»). Объяснение этому есть: у жителей городов мало времени.
А вот в среднем ценовом сегменте общепита в первом полугодии 2018 года падение продаж составило 12%. По данным экономических агентств, только около 30% предприятий общепита работают в плюс, остальные — на уровне рентабельности или даже в минус.
Общепит сегодня как никогда ориентируется на кошелёк посетителя. Кто-то удешевляет ингредиенты блюд, уменьшает порции. Кто-то сокращает зарплату персоналу. И то и другое плохо.
Поэтому выживают и пользуются успехом те, кто смог стать любимым магазином, кафе, салоном красоты или фитнес-центром для клиента… Кто смог разгадать загадку, что нужно покупателю.

Фото Жанны Ляпиной

***

За 20 лет мы сделали прыжок в новую потребительскую парадигму: от полного дефицита пришли к изобилию товаров.

***

Магазин без продавцов?
Торговля всерьёз обсуждает формат, когда вместо продавцов будут работать роботы. Вы подносите товар к сканеру, и он считывает цену. Пройдя через специальные рамки, вы покинете магазин. Я задала вопрос торговому эксперту: «А нужны ли будут вообще продавцы?». Она спокойно ответила: «Да, чтобы делать выкладку товара».

***

Мечта официанта — чтобы клиент ел дома, а чаевые отправлял по почте. Так и покупатель сегодня: хочет получить хорошее качество, но заплатить меньше. Но сказок не бывает.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей