MENU
ц

02.11.2018 • Авторская колонка

Что нам ждать от подростка

Наташа П. (14 лет) из обычной, внешне благополучной семьи совершает попытку суицида, Григорий К. (15 лет), школьный отличник, жестоко избивает своего одноклассника, Николай Г. (13 лет) убегает из дома, когда родители собрались разводиться… А последний случай в Керчи вообще не укладывается в голове. Так что же происходит с нашими повзрослевшими детьми

Учимся понимать и говорить с ним на одном языке

Срываются с катушек
Иногда для окружающих людей поведение другого человека может казаться совершенно необоснованным, немотивированным, люди не понимают, почему он (она) поступает так, а не иначе. Почему ни с того ни с сего он ударил малознакомого человека, унизил более слабого и т.п.
Но стоит только заглянуть немножко поглубже — узнать мир человека, его эмоции, значимые сферы жизни, круг общения, и всё становится более прозрачным и понятным.
И если мы действительно хотим понять, почему в некоторые периоды жизни люди становятся неуправляемыми, «с катушек срываются», совершают неисправимые ошибки, то нам необходимо заглянуть в их мир, в то, что творится внутри.
Подростковый возраст достаточно короткий, но очень непростой период в жизни, возможностей наделать ошибок и непоправимых «косяков» просто море.
Тело подростка приобретает очертания взрослого человека, при этом мозг его пока ещё совсем не повзрослел. «Оборудование» мозговое (например, лобные доли мозга) не до конца развито, функционирует ещё не полностью,
и подростки не могут реально оценивать, к чему приведут их действия. Длительное время функции прогноза и предвосхищения работают не в полную силу, так как мозг не дозрел!
И это факт анатомический: вплоть до 20 лет трудно реалистично оценивать, что будет, если…

Слушать и слышать
А теперь добавим к вышесказанному повышенную эмоциональность, возбудимость, склонность к необоснованному риску (особенно в присутствии сверстников в силу особой зависимости от них), быструю утомляемость и раздражительность. Плюс слепое подражание взрослым, склонность дольше помнить об обиде, чем, например, младшие школьники.
И теперь вся эта гремучая смесь соединяется с трудностями прогнозирования последствий от своего поведения!
Понять, что происходит с подростком, нетрудно: у него всё заметно, надо только захотеть увидеть. Достаточно знать, что происходит в его мире, интересоваться им и просто быть рядом (не контролировать постоянно, а быть рядом и быть
в курсе).
Для этого не надо быть Шерлоком Холмсом и искать
в интернете признаки изменения поведения. Достаточно общаться с подростком по-человечески и быть в курсе его жизни. При этом, если ваши отношения плохие, нет доверия и честности между взрослеющим ребёнком и взрослым, то вначале восстановите эти отношения, а потом только требуйте от ребёнка выполнения норм и правил. Иначе вы никогда вовремя не узнаете, что с ним творится и что он задумал.
Многих серьёзных проблем можно было избежать, если бы взрослые были рядом и были готовы слушать и слышать подростка, без моралей, нотаций и непрошенных советов.
Инна АНУФРИЕВА,
психолог
Фото с сайта woomen.me

***

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Чего дети ждут от нас, взрослых:
•что мы должны быть рядом (когда это им действительно нужно);
•что мы будем верить в них, даже когда у них сносит крышу;
•что мы будем замечать и ценить их достижения;
•что будем пропускать мимо ушей сорвавшиеся с языка слова и будем готовы прощать их…

Comments are closed.

« »