Особый жребий Петра Гололобова

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/06/Bez-imeni-1-mkopirovanie.jpg

Богатая история Севмаша хранит немало имён, при одном упоминании которых в памяти всплывает конкретное связанное с ним большое и значимое дело. Стоит, например, произнести имя Петра Васильевича Гололобова, как в сознании «загорается табло», на котором воспроизводится создание на предприятии первой отечественной атомной подводной лодки. Именно ему выпал жребий возглавить производство и дать жизнь кораблю, ставшему легендой Военно-Морского флота. 14 июня начальнику цеха, построившего АПЛ «Ленинский комсомол», исполнилось бы сто лет.

ИМЯ В ЛЕТОПИСИ ГОРОДА

Совершенно секретно

Когда на столе министра транспортного и тяжёлого машиностроения Ивана Носенко появился проект приказа о назначении начальником цеха —  строителем опытного корабля Петра Гололобова, выбор был одобрен.
36-летний назначенец к тому времени, апрелю 1954 года, знал и умел многое. На самую северную судоверфь страны он с дипломом Ленинградской «корабелки» прибыл ещё до войны. Изучив технологию производства, преуспел в организации металлообработки, став её лидером. Но самое главное — узнал людей, заручившись их доверием и поддержкой. Вершиной доверия трудового коллектива стало избрание молодого специалиста на комсомольскую, а затем и на партийную работу.
Дата подписания приказа стала и днём рождения экспериментального цеха 42, ранее предназначавшегося для изготовления орудийных башен главного калибра линкоров и тяжёлых крейсеров. Чтобы возглавить здесь совершенно новое производство, Петру Гололобову предстояло передать по заведованию руководимый им пятый цех, а затем приступить к формированию трудового коллектива на новом месте.
Спустя два месяца в распоряжение корабелов от проектной организации поступит первый комплекс корпусных чертежей. А 24 сентября 1955 года в обстановке строгой секретности состоялась торжественная церемония закладки первой в стране подлодки с атомной энергетической установкой.

Прораб первой атомной

С этого времени он уже не принадлежал самому себе. Его жизнь была полностью подчинена интересам развернувшихся работ. Прораб первой атомной крепко держал в своих руках управление всеми звеньями технологической цепочки. От сборки и сварки узлов и конструкций до их испытаний и стыковки.
— Практика судостроения не знает производства, подобного нашему, — рассказывает Валерий Беспалов, работавший в цехе 42 с 1962 года и более 20 лет возглавлявший его. — В самом деле, где ещё можно построить подводную лодку в условиях одного цеха — от предварительной сборки узлов до завершения их монтажа. Здесь и сварка корпуса, труб, пусконаладочные работы, испытания многочисленных систем. Атомное сердце корабля обретает жизнь здесь же. Словом, наука и производство здесь шагают нога в ногу. Начальника цеха Петра Гололобова и директора завода Евгения Егорова можно было встретить в цехе практически в любое время суток. За три месяца до вывода атомного первенца из цеха ежедневные проверки готовности проводил заместитель министра судпрома Борис Бутома.

Стал нужным в судостроении

Пройдёт ещё четыре года, и первенец отечественного атомного подводного флота «Ленинский комсомол» достигнет вершины планеты, а его прораб, удостоенный Ленинской премии, приступит к строительству других кораблей. Страна выдаст Петру Гололобову полномочия создавать уже серийные АПЛ проекта 627А, а также уникальные подлодки с корпусами из титановых сплавов.
По свидетельству дочери Ольги Петровны Шикаловой, конструктора научно-технологического управления, недавно вышедшей на заслуженный отдых, отец был разносторонне одарённым человеком. Обладателя красивого тембра голоса пригласили учиться в Московскую консерваторию. Прими он предложение, и, как знать, возможно, стал бы Пётр Гололобов известным певцом. Близкие люди пророчили ему поступление в лётное училище и связанное с этой учёбой будущее.
Но ему выпал другой, особый жребий — создавать корабли, которых до этого не строил никто в мире, и первому возглавить это уникальное производство.

ПОД КОНТРОЛЕМ
Все этапные периоды строительства первой АПЛ Пётр Гололобов держал под личным контролем:
• отслеживал поставки комплектующих и сборку секций
• командовал спуском подлодки на воду
• отправлял на швартовные, ходовые и государственные испытания
• участвовал в подписании правительственной комиссией акта о приёме корабля в состав ВМФ.
Почти 60 лет отделяют нас от этого события.

Фото из архива автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей