Богатая история Севмаша хранит немало имён, при одном упоминании которых в памяти всплывает конкретное связанное с ним большое и значимое дело. Стоит, например, произнести имя Петра Васильевича Гололобова, как в сознании «загорается табло», на котором воспроизводится создание на предприятии первой отечественной атомной подводной лодки. Именно ему выпал жребий возглавить производство и дать жизнь кораблю, ставшему легендой Военно-Морского флота. 14 июня начальнику цеха, построившего АПЛ «Ленинский комсомол», исполнилось бы сто лет.
ИМЯ В ЛЕТОПИСИ ГОРОДА
Совершенно секретно
Когда на столе министра транспортного и тяжёлого машиностроения Ивана Носенко появился проект приказа о назначении начальником цеха — строителем опытного корабля Петра Гололобова, выбор был одобрен.
36-летний назначенец к тому времени, апрелю 1954 года, знал и умел многое. На самую северную судоверфь страны он с дипломом Ленинградской «корабелки» прибыл ещё до войны. Изучив технологию производства, преуспел в организации металлообработки, став её лидером. Но самое главное — узнал людей, заручившись их доверием и поддержкой. Вершиной доверия трудового коллектива стало избрание молодого специалиста на комсомольскую, а затем и на партийную работу.
Дата подписания приказа стала и днём рождения экспериментального цеха 42, ранее предназначавшегося для изготовления орудийных башен главного калибра линкоров и тяжёлых крейсеров. Чтобы возглавить здесь совершенно новое производство, Петру Гололобову предстояло передать по заведованию руководимый им пятый цех, а затем приступить к формированию трудового коллектива на новом месте.
Спустя два месяца в распоряжение корабелов от проектной организации поступит первый комплекс корпусных чертежей. А 24 сентября 1955 года в обстановке строгой секретности состоялась торжественная церемония закладки первой в стране подлодки с атомной энергетической установкой.
Прораб первой атомной
С этого времени он уже не принадлежал самому себе. Его жизнь была полностью подчинена интересам развернувшихся работ. Прораб первой атомной крепко держал в своих руках управление всеми звеньями технологической цепочки. От сборки и сварки узлов и конструкций до их испытаний и стыковки.
— Практика судостроения не знает производства, подобного нашему, — рассказывает Валерий Беспалов, работавший в цехе 42 с 1962 года и более 20 лет возглавлявший его. — В самом деле, где ещё можно построить подводную лодку в условиях одного цеха — от предварительной сборки узлов до завершения их монтажа. Здесь и сварка корпуса, труб, пусконаладочные работы, испытания многочисленных систем. Атомное сердце корабля обретает жизнь здесь же. Словом, наука и производство здесь шагают нога в ногу. Начальника цеха Петра Гололобова и директора завода Евгения Егорова можно было встретить в цехе практически в любое время суток. За три месяца до вывода атомного первенца из цеха ежедневные проверки готовности проводил заместитель министра судпрома Борис Бутома.
Стал нужным в судостроении
Пройдёт ещё четыре года, и первенец отечественного атомного подводного флота «Ленинский комсомол» достигнет вершины планеты, а его прораб, удостоенный Ленинской премии, приступит к строительству других кораблей. Страна выдаст Петру Гололобову полномочия создавать уже серийные АПЛ проекта 627А, а также уникальные подлодки с корпусами из титановых сплавов.
По свидетельству дочери Ольги Петровны Шикаловой, конструктора научно-технологического управления, недавно вышедшей на заслуженный отдых, отец был разносторонне одарённым человеком. Обладателя красивого тембра голоса пригласили учиться в Московскую консерваторию. Прими он предложение, и, как знать, возможно, стал бы Пётр Гололобов известным певцом. Близкие люди пророчили ему поступление в лётное училище и связанное с этой учёбой будущее.
Но ему выпал другой, особый жребий — создавать корабли, которых до этого не строил никто в мире, и первому возглавить это уникальное производство.
ПОД КОНТРОЛЕМ
Все этапные периоды строительства первой АПЛ Пётр Гололобов держал под личным контролем:
• отслеживал поставки комплектующих и сборку секций
• командовал спуском подлодки на воду
• отправлял на швартовные, ходовые и государственные испытания
• участвовал в подписании правительственной комиссией акта о приёме корабля в состав ВМФ.
Почти 60 лет отделяют нас от этого события.
Фото из архива автора