В наш город Александр Зрячев приехал в 1953 году после окончания Ленинградского кораблестроительного института по специальности «судовые паровые двигатели и установки». Так молодой специалист из села Ахмат, что в Саратовской области, стал корабелом на всю жизнь.
ЛЕГЕНДЫ СЕВЕРОДВИНСКА
От инженера-технолога
До 1956 года Александр Фёдорович преподавал в городском судостроительном техникуме. Затем на непродолжительное время выезжал на родину, но в том же году вернулся обратно в наш город и устроился работать на «Звёздочку». От инженера-технолога до генерального директора ПО «Север» — так тогда именовалась ягринская верфь — прошёл свой трудовой путь сын саратовской земли.
Директором объединения Александр Фёдорович был с 1972 по 1992 год. Конечно, жизненный фарватер Зрячева был сложным, но очень интересным. Родное предприятие он величал не иначе как флагманом отечественного судоремонта и гордился тем, что оно находилось далеко впереди многих заводов Минсудпрома. Тому доказательством многочисленные Красные знамёна, завоёванные предприятием в социалистическом соревновании в масштабе Министерства судостроения. К слову, знамёна до сих пор занимают почётные места в заводском музее и вызывают восторг у его многочисленных посетителей.
И агрегатный ремонт
Как известно, «Звёздочка» строилась для переоборудования, модернизации и ремонта обычных, а в перспективе атомных подводных лодок. Для этих целей завод умело использовал арсенал уникальных технических средств, созданных на своей производственной базе, в том числе док-камеру, трансбордер и судопоезд, два мощных эллинга, которые могли принимать под свои надёжные крыши по несколько заказов.
При Зрячеве был сдан в эксплуатацию контрагентский цех с хорошо оснащёнными испытательскими стендами, где проходила предмонтажная сборка многих корабельных систем по навигации, связи, гидроакустике, ракетному и торпедному вооружению. При нём завод одним из первых в Минсудпроме начал внедрять сменно-суточное планирование на заказах. С участием НИПТБ «Онега» разработал технологическую документацию под агрегатный ремонт серийных атомных подводных лодок и внедрил его. Методично и планомерно осваивал образцы новой техники, внедрял передовые технологии.
По указанию министра судпрома Б.Е. Бутомы «Звёздочка» одной из первых приобрела установку «ВОМА» для гидравлической очистки корпусов АПЛ. В конечном итоге завод добился более-менее равномерной круглогодичной сдачи лодок Военно-морскому флоту, используя для этих целей в качестве сдаточной базы СРЗ «Нерпа» с его незамерзающей акваторией (тогда «Нерпа» входила в состав ПО «Север»).
«Ленин» стал родным
Александр Фёдорович вспоминал:
«Задуманный, спроектированный и начатый строиться как судоремонтный для надводных и подводных кораблей ВМФ завод с течением времени несколько раз перепроектировался.
И в последние годы — перед горбачёвской перестройкой — стал выполнять главную задачу — переоборудование, модернизацию и соответствующий агрегатный ремонт (на уровне среднего ремонта материальной части заказов) атомных подводных лодок стратегического назначения.
Предприятие стали планово загружать модернизационными работами по внедрению новой техники и вооружения, а затем обязали выполнять переоборудование АПЛ. «Звёздочка» превращалась, по существу, в главного исполнителя работ (в СССР) по переоборудованию и модернизации атомных подводных лодок стратегического назначения, в своеобразный полигон по установке и испытанию новейших образцов вооружения и военной техники».
В памяти Александра Фёдоровича до конца жизни остался ремонт первого в мире атомного ледокола «Ленин». В 1969 году — в разгар ремонта арктического исполина — он был назначен главным инженером и, как вспоминают ветераны завода, редко покидал борт атомохода. Ледокол «Ленин» был сдан в эксплуатацию в первой половине 1970 года и ещё 19 лет нёс ледовые вахты в Арктике.
Подарил набережную
Зрячев всегда пристальное внимание уделял развитию и совершенствованию производства. Это при его руководстве как грибы росли новые цеха-великаны: первый пролёт цеха 15, цех механической обработки гребных винтов, продукция которого в дальнейшем получила известность во всём мире, цеха инструментальный, гальванический, ремонта электрооборудования, электроники и автоматики. Всего и не перечесть.
Приходилось директору решать и социальные задачи. При нём ежегодно сдавались в эксплуатацию по три жилых дома (за период с 1972 по 1992 год построены 60 домов общей жилой площадью 200 тысяч кв. метров). Также были введены в строй четыре школы, десяток детских садов, спортзал, бассейн, санаторий-профилакторий, поликлиника, здание базового ПТУ, Приморская набережная, организовано подсобное хозяйство «Лая», открыт пионерский лагерь в деревне Ляпуново Вельского района.
Во времена Зрячева завод приобрёл списанный на металлолом колёсный пароход «Н.В. Гоголь», переоборудовал в плавбазу отдыха трудящихся. Ныне про него знает вся Россия. В мае колёсник отправился в очередную навигацию в 107-летнем возрасте!
Счастье трудиться
О своей жизни Александр Фёдорович говорил:
«Я, как большинство моих соратников и помощников по работе, благодарен судьбе за то, что нам выпало счастье жить и работать в пору бурного строительства и модернизации атомного флота. Быть причастным к созданию ядерного щита Родины. И мы добросовестно делали своё дело по укреплению и обеспечению обороноспособности нашей державы».
Труд корабела Зрячева высоко оценён Родиной. Он удостоен орденов Ленина, Октябрьской Революции, ему присвоены почётные звания «Заслуженный машиностроитель РФ», «Почётный гражданин Северодвинска». В честь А.Ф. Зрячева названа набережная на острове Ягры, его имя носит заводской морской буксир цеха 22, флагман заводской флотилии.
Александр Фёдорович ушёл из жизни 21 сентября 2004 года.
9 июня ему исполнилось бы 90 лет. По этому поводу в заводском музее состоится встреча ветеранов завода, посвящённая памяти третьего директора «Звёздочки».
Фото из фонда музея «Звёздочки»