Спектакль «Чемоданчик», поставленный Ильёй Костинкиным по пьесе замечательного российского писателя, драматурга и журналиста Юрия Полякова в жанре авантюрной комедии, вызвал бурное обсуждение как в околокультурном пространстве, так и в социальных сетях.
Реализм и аллюзии нового спектакля Северодвинского драматического театра
Зрители высказывали самые противоположные мнения — от полного неприятия постановки до восторженных отзывов и даже вступали в ожесточённые дискуссии. Показательно, что один из премьерных показов «Чемоданчика», намечанный на 17 марта (аккурат накануне выборов президента РФ), даже отменили.
Между тем ничего такого, о чём в открытую сегодня не говорили бы на различных площадках, в спектакле нет. Нет никаких отсылок к конкретным реальным лицам. И, упаси боже, призывов к бунтам, революциям. Даже наоборот: режиссёр следом за автором пытается исследовать загадочную и мучительную природу власти с некоторой долей сочувствия. Пример — образ и монолог Президента (Светлана Авраменко), пародирующий пушкинского «Бориса Годунова». Да и действо происходит в ближайшем неопределённом будущем. Также режиссёр очень хорошо поработал над пьесой, убрав наиболее сомнительные и скабрёзные сцены и высказывания, увеличив значимость и функционал некоторых персонажей, продлив их жизнь на сцене до самого конца. К примеру, Бати (Сергей Полетаев).
Спектакль, начинавшийся как классический анекдот про любовный треугольник, резко перерастает в остросатирическую комедию и даже драму с многочисленными подтекстами, аллюзиями и, так сказать, фигами в кармане. Даже название спектакля про похищенный чемоданчик с ядерной кнопкой становится многозначительным. «Чемоданчик» наполнен ситуациями и персонажами, с которыми мы встречаемся чуть ли не ежедневно на улице, в магазине, автобусе. Как самый настоящий чемодан, закинутый на антресоль и забитый под завязку разными обыденными вещами. В спектакле события ограничены пределами двухкомнатной квартиры. Этакое замкнутое чемоданное пространство в разрезе страны, в котором мы все варимся. В том числе и президент.
Да и снующие по квартире тараканчики, как, впрочем, и упоминание разных других насекомых символичны. Хотя спектакль куда больше бьёт в лоб своей прямолинейностью, без прикрас говоря об отрицательных явлениях современной российской политической действительности в юмористическом ключе.
Замечательно высмеивается не только политика, но и культурное сообщество, его бездуховность, корыстолюбие, завиральные идеи. Яркий пример — режиссёр Эдуард Суперштейн (Николай Кабуркин).
Хочу отметить, что занятые в спектакле актёры играют с энтузиазмом, вдохновением, буквально кайфуют от материала. Они вообще открылись с другой, неизвестной мне доселе стороны. Все до единого — как вышеназванные, так и Владимир Кулаков (Михаил), Лариса Тарасова (Софья), Марина Соколова (Надежда), Евгения Кривобокова (Мурена Шептальская), Павел Варенцов (Фёдор), Вадим Мизин (Правдоматкин), Эдуард Пьянков и Ярослав Тимофийчук (Россомоновцы) и даже Сергей Черноглазов (генерал Строев), который присутствует на сцене лишь в видеотрансляции.
С премьерой и замечательным спектаклем. Думается, он станет украшением репертуара, который должен быть максимально разнообразным по жанрам. Кстати, в создании «Чемоданчика» принимали участие сотрудники телеканала «Свой регион». В частности, ведущий Владимир Богомолов специально снялся в шуточном выпуске новостей, который идёт в спектакле.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Писатель Юрий ПОЛЯКОВ о пьесе «Чемоданчик»:
— Садясь за «Чемоданчик», я хотел вернуть зрителю почти утраченные в отечественном театре традиции публичного бичевания моральных, социальных и политических пороков, пронизывающих нашу страну. Я хотел поделиться с залом тем, чему учился у Мольера, Бомарше, Фонвизина, Гоголя, Чехова, Эрдмана, Булгакова. Увы, мы живём в эпоху стремительного нарастания зла, удельный вес которого в нашей жизни становится год от года все больше. Искусство с незапамятных времен нашло верное оружие против зла — смех. Осмеянный порок уже не так страшен, а человек, вдруг сообразивший, что заслужил своим поведением шлепок насмешки или сабельный удар сарказма, ещё способен на нравственное возрождение.
Фото автора