«Чемоданчик»: полный карманчик

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2018/03/770_d1096-m.jpg

Спектакль «Чемоданчик», поставленный Ильёй Костинкиным по пьесе замечательного российского писателя, драматурга и журналиста Юрия Полякова в жанре авантюрной комедии, вызвал бурное обсуждение как в околокультурном пространстве, так и в социальных сетях.

Реализм и аллюзии нового спектакля Северодвинского драматического театра

Зрители высказывали самые противоположные мнения — от полного неприятия постановки до восторженных отзывов и даже вступали в ожесточённые дискуссии. Показательно, что один из премьерных показов «Чемоданчика», намечанный на 17 марта (аккурат накануне выборов президента РФ), даже отменили.
Между тем ничего такого, о чём в открытую сегодня не говорили бы на различных площадках, в спектакле нет. Нет никаких отсылок к конкретным реальным лицам. И, упаси боже, призывов к бунтам, революциям. Даже наоборот: режиссёр следом за автором пытается исследовать загадочную и мучительную природу власти с некоторой долей сочувствия. Пример — образ и монолог Президента (Светлана Авраменко), пародирующий пушкинского «Бориса Годунова». Да и действо происходит в ближайшем неопределённом будущем. Также режиссёр очень хорошо поработал над пьесой, убрав наиболее сомнительные и скабрёзные сцены и высказывания, увеличив значимость и функционал некоторых персонажей, продлив их жизнь на сцене до самого конца. К примеру, Бати (Сергей Полетаев).
Спектакль, начинавшийся как классический анекдот про любовный треугольник, резко перерастает в остросатирическую комедию и даже драму с многочисленными подтекстами, аллюзиями и, так сказать, фигами в кармане. Даже название спектакля про похищенный чемоданчик с ядерной кнопкой становится многозначительным. «Чемоданчик» наполнен ситуациями и персонажами, с которыми мы встречаемся чуть ли не ежедневно на улице, в магазине, автобусе. Как самый настоящий чемодан, закинутый на антресоль и забитый под завязку разными обыденными вещами. В спектакле события ограничены пределами двухкомнатной квартиры. Этакое замкнутое чемоданное пространство в разрезе страны, в котором мы все варимся. В том числе и президент.
Да и снующие по квартире тараканчики, как, впрочем, и упоминание разных других насекомых символичны. Хотя спектакль куда больше бьёт в лоб своей прямолинейностью, без прикрас говоря об отрицательных явлениях современной российской политической действительности в юмористическом ключе.
Замечательно высмеивается не только политика, но и культурное сообщество, его бездуховность, корыстолюбие, завиральные идеи. Яркий пример — режиссёр Эдуард Суперштейн (Николай Кабуркин).
Хочу отметить, что занятые в спектакле актёры играют с энтузиазмом, вдохновением, буквально кайфуют от материала. Они вообще открылись с другой, неизвестной мне доселе стороны. Все до единого — как вышеназванные, так и Владимир Кулаков (Михаил), Лариса Тарасова (Софья), Марина Соколова (Надежда), Евгения Кривобокова (Мурена Шептальская), Павел Варенцов (Фёдор), Вадим Мизин (Правдоматкин), Эдуард Пьянков и Ярослав Тимофийчук (Россомоновцы) и даже Сергей Черноглазов (генерал Строев), который присутствует на сцене лишь в видеотрансляции.
С премьерой и замечательным спектаклем. Думается, он станет украшением репертуара, который должен быть максимально разнообразным по жанрам. Кстати, в создании «Чемоданчика» принимали участие сотрудники телеканала «Свой регион». В частности, ведущий Владимир Богомолов специально снялся в шуточном выпуске новостей, который идёт в спектакле.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Писатель Юрий ПОЛЯКОВ о пьесе «Чемоданчик»:
— Садясь за «Чемоданчик», я хотел вернуть зрителю почти утраченные в отечественном театре традиции публичного бичевания моральных, социальных и политических пороков, пронизывающих нашу страну. Я хотел поделиться с залом тем, чему учился у Мольера, Бомарше, Фонвизина, Гоголя, Чехова, Эрдмана, Булгакова. Увы, мы живём в эпоху стремительного нарастания зла, удельный вес которого в нашей жизни становится год от года все больше. Искусство с незапамятных времен нашло верное оружие против зла — смех. Осмеянный порок уже не так страшен, а человек, вдруг сообразивший, что заслужил своим поведением шлепок насмешки или сабельный удар сарказма, ещё способен на нравственное возрождение.
Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей