MENU
434_d1096-m

13.03.2018 • Колонка редактора

Повысить уровень счастья

— Мой личный критерий оценки творчества, — замечает министр культуры Архангельской области Вероника ЯНИЧЕК, — сформулирован так: искусство должно «рвать сердце», выбивать из равновесия, восхищать, удивлять, умиротворять, будоражить, обрушиваться такими эмоциями, после которых человек задумается о своих поступках, о жизни, оценит свои мысли, утвердится в том, «что такое хорошо и что такое плохо», у него появится потребность «возвыситься над собой». Физически искусство тоже измеримо — слезами, мурашками, бегущими по коже, и характером аплодисментов.
…Интервью принято начинать с вопросов, но, используя допущения, которые присущи любому искусству, мы позволили себе нарушить стройную композицию жанра, поставив в начало текста прямую речь. И если об искусстве можно говорить эпитетами и метафорами, то вопрос денег требует точности и однозначности. Сочетать искусство и финансы приходится Веронике Александровне в её работе каждый день, но об этом она расскажет сама

Министр культуры Вероника Яничек о том, чем измеряется искусство, и о том, что делает областное министерство для его развития

Критиковать значит помогать

— Миссия, которую я для себя определила, — повысить уровень счастья людей, живущих в нашем регионе, создавая необходимый комфортный культурный климат. А ежедневный труд — это решение текущих и перспективных задач, среди которых планирование, организация и контроль масштабных мероприятий, проектов, исполнение поручений президента, правительства и Минкультуры Российской Федерации, губернатора, законов. Работа с обращениями граждан, запросами надзорных органов, различных ведомств, организаций, взаимодействие с депутатским корпусом, главами муниципальных образований, руководителями управлений культуры, учреждений, проведение различных конкурсных комиссий (по федеральным субсидиям, грантам, стипендиям губернатора), проведение аттестационных комиссий и организационных комитетов мероприятий. А также совещания, переговоры, командировки, доклады, приёмы граждан… Работать — значит ежедневно принимать решения, генерировать творческие идеи и воплощать их совместно с коллегами и соратниками.
— Многие независимо от образования и широты кругозора считают себя вправе рассуждать о культуре, давать советы. Часто в эпицентре критики масштабные события. Как вы думаете, почему не совпадают ожидания публики с полученными впечатлениями от проведённых мероприятий?
— Абсолютного единогласия в восприятии не бывает. Мейерхольд, например, считал спектакль состоявшимся в том случае, когда одна половина публики была в восторге, а другая в ярости от увиденного. У каждого человека свои личные ожидания, оценка, мнение. Вопрос больше в том, каким образом и в какой форме это мнение выражается. Вот тут и обнаруживается уровень культуры, образованности.
Понятие «культура» включает в себя в том числе уважение и любовь к ближнему. Не стоит забывать, что «художник пишет глазами любви и только глазами любви можно его судить». О художнике я говорю сейчас в широком смысле слова.
Критика должна помочь мастеру понять самого себя, а агрессивные выкрики и обвинения — сомнительное самоутверждение, не более. Подчеркну, что мы благодарны всем, кто неравнодушен к происходящему в культуре и конструктивен в своих суждениях.

Какая песня без баяна?

— Вы топ-менеджер, а значит, администратор. Скажите, трудно ли сочетать финансы и культуру?
— Трудность в том, что финансы всегда ограничены, а потребности всегда безграничны. Но даже в этих условиях за время работы в министерстве мне удалось договориться с губернатором Архангельской области о повышении в пять раз объёма грантовых средств на значимые проекты в сфере культуры, получить дополнительное финансирование на многие творческие проекты. Например, на молодёжный театр «Кино в театре», благодаря которому публика смогла встретиться с мэтрами кино (П. Лунгиным, А. Адабашьяном, А. Кончаловским и др.) и первыми в стране увидеть предпоказы их фильмов; на джазовые фестивали; на производство художественных короткометражных фильмов, один из которых, «Не для речки», стал победителем в программе «Российское кино. Перспективы» на 39-м Московском международном кинофестивале; на покупку большого комфортабельного автобуса для Северного хора.
В конце 2017 года удалось получить из бюджета области дополнительно 29 млн руб. на приобретение роялей и баянов для музыкального колледжа и музыкальных школ области (сейчас идёт процесс закупки инструментов).
В 2018-м 60 млн выделено на проведение мероприятий в рамках 100-летия трёх государственных музеев Поморья: Каргопольского, Сольвычегодского и Вельского, причём из них 44 млн будут направлены на реставрацию памятников культуры, в которых располагаются эти музеи. Такие суммы единовременно давно не выделялись ни на инструменты, ни на реставрацию областных объектов культуры.
— Наверняка вы в курсе ситуации с «домом Пикуля» в Северодвинске? Какова ваша позиция в отношении этого объекта? Можно ли выработать алгоритм действий для сохранения подобных домов в Поморье, чтобы не было столкновения власти и общественности?
— Если говорить об этом доме как об объекте культурного наследия, то должна заметить: вопрос находится в компетенции Инспекции по охране памятников истории и культуры, которая уже больше года неподведомственна региональному министерству культуры.
Если же говорить с точки зрения памяти о великом русском писателе, то необходимость сохранить дом не вызывает сомнений. Столкновения, о которых вы спросили, случаются, возможно, от недостатка проверенной информации, недопонимания.

Новые имена

— Президент России предложил взять курс на выявление талантливой молодёжи. Как с этим обстоит дело в Поморье?
— Чтобы найти талантливых детей, в области создана целая сеть детских школ искусств, детских художественных и музыкальных школ, а также кружки и студии в культурно-досуговых учреждениях.
Музыкальный колледж в осенние каникулы организует «Творческую школу»: с юными музыкантами занимаются ведущие преподаватели колледжа и профессора Российской академии музыки им. Гнесиных, Государственной консерватории им. П.И. Чайковского и других высших учебных заведений. Кстати, многие дети, которые прошли обучение в этой школе, в дальнейшем стали студентами колледжа.
Благодаря поддержке губернатора одарённые дети региона ежегодно участвуют в работе и концертных выступлениях сводного детского хора России под руководством Валерия Гергиева, выезжают в Москву на новогодние мероприятия в Государственном Кремлёвском дворце.
Поддержка молодых талантов очень важна, это надёжный способ формирования элиты нации, воспитания достойных граждан России. Министерством финансируются и проводятся конкурсы исполнительского мастерства, вокального искусства, художественного творчества.
Например, в 2017 году стартовал новый региональный фестиваль «Будущее Поморья». Это уникальный творческий конкурс для детей и подростков, призванный поддержать юные дарования, открыть в музыкальном пространстве Русского Севера новые имена.
Среди его участников и победителей немало северодвинцев: Владислав Вихрицкий, Никита Коптяев, Доминика Тархова, Иван Гришичев, Софья Островская, Николай Репный и другие ребята, подающие большие надежды. Уверена, что при таком сильном старте их талант, помноженный на труд, помощь внимательных педагогов, позволит им найти призвание и путь в искусстве.

Министр начинается с оперы

— Вероника Александровна, вы ведь и сами родились в Северодвинске…
— У меня было совершенно счастливое северодвинское детство. Папа был подводником, родители могли себе позволить частые путешествия в дни школьных каникул, и мы посещали столичные театры оперы и балета, музеи, филармонии… С раннего возраста у меня была потрясающая возможность общения с высоким искусством.
Дома всегда звучала музыка: мама играла на фортепиано, и поступление в музыкальную школу № 3 было естественным радостным процессом. У моего педагога Маргариты Михайловны Новиковой в квартире стоял прекрасно звучащий белый рояль, ранее принадлежавший великому русскому басу Борису Штоколову. Я периодически на нём занималась.
Учиться было легко, интересно: много выступлений, конкурсов. Судьба моя решилась на выпускных экзаменах. Директор Фёдор Андреевич Усов заявил, что у меня впереди музыкальный колледж и «других вариантов нет».
Потом студенческая жизнь, увлечение театральными постановками, замужество, дети, работа в Архангельской первой музыкальной школе, учёба в Северо-Западной академии госслужбы при президенте РФ, 12 лет директорства в музыкальной школе Баренцева региона, предложение В.И. Толстого войти в Совет по культуре и искусству при президенте РФ, интересный опыт работы в Поморской филармонии на протяжении без малого двух лет.
И вот уже более двух лет в должности министра…

О карьере музыканта я не задумывалась — мечтала стать следователем или микробиологом.

При правильном подходе к организации деятельности «дом Пикуля» после реставрации может стать центром притяжения и для туристов, и для жителей города.
Фото из архива областного министерства культуры

Comments are closed.

« »