MENU
818_d1095-m

19.02.2018 • Авторская колонка

Говори, я слушаю!

Темой очередной лекции для родителей в клубе семейного творчества «Я-самость» стала речь

Как развить речь ребёнка

Первый шаг

— «У меня ребёнок до сих пор не говорит, а ему уже два года!» — испуганно заявляют мне родители. А я им шутя отвечаю: «Радуйтесь!», — начала беседу руководитель клуба семейного творчества «Я-самость» Людмила ЖИЛИБОВСКАЯ. — Это как с хождением:  родители ждут первого шага ребёнка, а потом хватаются за голову, потому что спокойной жизни после этого шага не будет ни у кого. С речью то же самое: молчал-молчал ребёнок, а как заговорил — держись.
Впрочем, от шуток она быстро перешла к разговору серьёзному. А из него мы узнали, что развитая речь не только помогает ребёнку выражать свои чувства и мысли, но и дарит ему счастье общения с другими людьми. Тому, кто с трудом находит слова, сложно подобрать ключик к незнакомцам. Обладатель развитой речи точно доносит информацию.
И зря многие считают речь прерогативой «лириков», ведь «физиков» она с детства приучает к логике: чтобы объяснить элементарные вещи, нужно выстроить логическую цепочку. Вот попробуйте без логики объяснить малышу, почему идёт дождь.

Даёшь сочинение

Самое важное — не учить с ребёнком стихи, не запоминать сложные слова, а научить его строить монолог. Это самое важное и… самое сложное. Недавние выпускники школ, к сожалению, не владеют монологом. Тяжёлые девяностые заставили родителей выходить на две-три работы, детей воспитывали не родители, а телевизор, игровая приставка и, позже, компьютер. А от них правильной речи, как ни бейся, не получить.
В школе стало очевидно: дети не умеют говорить, связно думать и излагать мысли на бумаге. Чтобы облегчить участь выпускника, сочинение на экзаменах заменили на изложения и диктанты, а потом и те упростили…
Сейчас схватились за голову:  выстроить монолог школьнику очень сложно. Решили вернуть в программу сочинения, но работать над этим придётся очень долго.

Следим за собой

Этап до года считают предречевым. Малыш ещё не говорит, но активно ловит интонацию и запоминает простейшие слова, учится отличать их от других звуков, по-научному — формирует свой фонематический слух.
На этом этапе нужно говорить с ребёнком как можно больше, с ласковой интонацией. Не сюсюкайте, но и не бойтесь общаться на примитивном языке. Слово «собака» крохе не выговорить, но если он услышит, как мама на его робкое «ав-ав» отвечает радостно: «Да, это ав-ав!», он будет счастлив — его поняли, он нашёл общий язык!
Вы знали, что до пяти лет дети стран Африки опережают наших в развитии? Потому что всё время они проводят рядом со взрослыми, слушают их речь. Позвольте и нашим жить не изолированно от общества — сходите вместе в гости или примите гостей, не ограничивайте кругозор крохи только детскими песенками и стихами.
После года продолжает формироваться фонематический слух. Важно всё проговаривать многократно, давая возможность малышу запомнить, особенно акцентируйте внимание на окончаниях. К трём годам ребёнок способен различать падежные, родовые, числовые окончания. Помогите ему, делайте акцент на том, что «солнце краснОЕ», «роза краснАЯ», «штанишки краснЫЕ». Многие взрослые, к сожалению, «проглатывают»  окончания, их детям будет сложно в начальной школе увидеть разницу. Поработайте немного над собой, результат того стоит!

Почемучки

С трёх до пяти лет у детей формируются навыки игры и того самого монолога. Они изучают причинно-следственные связи (правда, сами не знают, что это называется именно так). Отсюда все бесконечные «А почему?»:
— А почему автобус едет?
— Потому что колёса крутятся.
— А почему?
— Потому что двигатель работает.
— А почему?..
Если родитель, не выдержав, постоянно рушит эту цепочку резким: «По кочану!» или, устав отвечать, меняет тему, то ребёнок перестаёт пытаться разобраться в процессе. У него не формируется логическая цепочка, структура монолога. От такого ребёнка сложно будет в школе добиться пересказа темы.
Запаситесь терпением,  отвечайте на все детские вопросы. Если ребёнок по кругу спрашивает одно и то же, это не значит, что он хочет вас довести до белого каления, — значит, он просто не понял, не запомнил. И очень-очень хочет это сделать!
Кроме того, задавайте вопросы сами — пусть малыш учится строить ответ. Особенно если думаете, что ребёнок непослушен: вполне возможно, он просто не понял, что вы хотите.
Читайте больше, лучше классику: Пушкин для грудничка лучше, чем многие современные стихи.

Монолог по правилам

Какие же правила у этого важного монолога? Не имеет значения, устный он или письменный, внутренний или внешний, он должен отвечать на вопросы: Когда? Что? Где? Что случилось? Твоё отношение к этому?
Читая с ребёнком книжку, можно спросить, где в прошлый раз остановились, — пусть перескажет сюжет. Ребёнка постарше можно попросить, наоборот, закончить недочитанное произведение. Пусть проявит фантазию и придумает концовку!

МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ

1. Артикуляционный аппарат развивается, когда малыш активно сосёт грудь мамы, кроха жуёт морковку, а дошколёнок плюётся горохом из трубочки. Не жалейте ребёнка, подсовывая ему перемолотую еду и сладкую смесь.
2. Стихи хорошо учатся под шаги. Если у ребёнка с ними сложность, попробуйте учить по дороге в детский сад. «Возите на машине? Вас уже ничто не спасёт», — шутит Людмила Викторовна.
3. Скорочтение губит мысль. Читая быстро, человек теряет удовольствие от прочитанного, не усваивает информацию.
4. Моторика рук напрямую влияет на развитие речи. Рисуйте, лепите, собирайте мозаику, выбирайте камушки на пляже, сортируйте крупы.
Ирина КАЛАЧЁВА
Фото с сайта paidagogos.com

Comments are closed.

« »