MENU
1449_d1095-m

10.02.2018 • Культура

Скрипка-партнёр

Скрипачу Андрею Чистякову, который в конце января выступал в нашем городе, доводилось играть и на скрипке Страдивари, и на скрипке Гварнери. Он, у кого в руках любой инструмент, даже маленький ученический, поёт нежно и чисто, говорит об этом так просто, словно это доступно каждому

Музыкант Андрей Чистяков дал концерт и мастер-класс в Северодвинске

Наверное, с юными скрипачами по-другому и нельзя — пусть каждый из них знает, что в музыке возможно всё! Например, исполнить только на струне соль целое произведение: вариации на четвёртой струне на тему из оперы Россини «Моисей» Никколо Паганини Андрей Чистяков включил в программу своего концерта в Северодвинске. В большом зале детской музыкальной школы № 3 прозвучали сюита в старинном стиле Шнитке, «Рондо соль мажор» Моцарта и многие другие произведения великих композиторов. Помогали мастеру Наталья Кириченко (фортепиано), Людмила Грибанова (ведущая концерта).
Андрей Чистяков говорит:
— Программа концерта — это как путешествие, в результате которого люди должны получить ощущение гармонии, понять, что это и есть искусство.
И его концерт, несомненно, для многих слушателей открыл новые грани музыкального искусства. А для юных исполнителей, что пришли на следующий день на мастер-класс, стал и образцом игры на скрипке.
Что главное в этом нелёгком деле? Играть легко. Учебное занятие под руководством известного мастера и было посвящено технике исполнения. Не первый раз наблюдаю за мастер-классами скрипачей для их юных коллег: каких только сравнений не придумывают музыканты, чтобы передать ребятам свои ощущения от игры на скрипке! Вот и Андрей Чистяков нашёл образ:
— Вспомни, какая лапка у кота, мягкая, без коготков, возьми скрипку так же мягко, не дёргай струны, как сердитый кот, когтями.
И сравнивает скрипку с палитрой, а смычок — с кистью. Музыкант, как художник, рисует, но не красками, а звуками. Конечно, изобразить этюд что художественный, что музыкальный бывает непросто, но всегда нужно стремиться узнать свой инструмент, уверен Андрей Николаевич.
— Нужно играть так, чтобы извлечь максимально красивый звук из вашей скрипки, раскрыть её, — наставляет музыкант, берёт в руки детскую скрипку, и она, только что звучавшая робко, поёт вдохновенно и легко.
— Значит, в концерте на сцену выходит не только музыкант, но и скрипка?
— Да. Музыканты порой очень долго подбирают свой инструмент, тот, который будет звучать максимально красиво. И не каждому подойдёт, например, скрипка Страдивари, — замечает мастер и тут же открывает один небольшой секрет, как подбирать инструмент: просто потереть ладошки!
По тому, какой исходит звук, можно понять, как должна быть настроена скрипка: выше или ниже. Но без музыкального слуха точно определить тональность, конечно, невозможно. Поэтому я просто потёрла ладошки, а мальчишки и девчонки услышали, кому какая скрипка нужна.
Но главное на занятиях, конечно, техника, а потому вновь и вновь исполняют ребята сложные моменты своих репертуарных произведений, чтобы максимально точно поставить пальцы, «спрятать коготки» и найти со своей скрипкой общий язык, чтобы звучала она так же легко, как у Андрея Чистякова.

ПО СЛЕДАМ КОНЦЕРТА

Андрей Чистяков:
— В Северодвинске я понял, в чём подлинное величие нашей несчастной страны. Вы удивитесь, но это — простые в общении люди, которые прививают маленьким ученикам человеческие ценности и любовь к искусству. Я встретил здесь скромных великих людей — это учителя, ведущие, концертмейстеры и просто родители. А ещё в Северодвинске есть совершенно волшебные дети, они уже играют так, что жизнь в свете их игры на скрипочке обретает свой подлинный смысл…

Фото автора. Андрей Чистяков: «На скрипке всё чуть-чуть».

Comments are closed.

« »