Легендарный дизель-электро-ход сейчас проходит ремонт в архангельском филиале нашей «Звёздочки» — на заводе «Красная кузница». Судно предстоит предъявить на освидетельствование морского регистра судоходства, а для этого — выполнить ряд жёстких требований.
«Михаил Сомов» готовится не к утилизации, а к очередной навигации в Арктику
Флагман северных морей
Раз в пять лет судовладельцы обязаны предъявлять судно для подтверждения класса. Промежуточное освидетельствование проходит через два с половиной года. Его и застал нынешний капитан Андрей Демешин, вставший у штурвала судна в 2015 году.
— Для полярников «Михаил Сомов» — родной дом. Много людей оставили здесь частицу души. Поэтому искренне радовались известию, что судно снова просится в бой и будет проходить ремонт, — опровергает капитан ранее звучавшую информацию о планировавшейся утилизации корабля.
По его словам, в Архангельске «Михаил Сомов» эксплуатируется с 2000 года. Все эти годы успешно справлялся с главной своей задачей — доставкой топлива, провизии, техники и других жизненно важных грузов на полярные метеостанции.
— Его особенность — наличие вертолётной площадки, — показывает через окно капитан. — Также имеются два блока-тяжеловеса, которые поднимают примерно 60 тонн. Таким способом в Арктику можно доставлять тракторы, бульдозеры, краны.
Примечательно судно и своей историей: за штурвалом «Михаила Сомова» стояли Герои Советского Союза. В его биографии сотни рейсов к метеостанциям от Архангельска до Чукотки, а также 133-дневный дрейф во льдах Антарктики. Дизель-электроходу уже 42 года, и на сегодня судов такого типа осталось всего два.
Погружение без акваланга
За минувшую навигацию у «Сомова» было четыре рейса: два — на Варандей и два — по доставке грузов на полярные станции Северного УГМС, а также Чукотского и Якутского УГМС. Каждый раз доставляли примерно 1 300 тонн грузов.
— По сравнению с прошлыми годами ледовая обстановка была нормальной, — оценивает Андрей Демешин. — Продолжительность рейса немножко затянулась: мы оказались у архипелага Северная Земля и Новосибирских островов как раз тогда, когда закрываются проливы. Но проскочили их легко.
Бывалый капитан Андрей Демешин.
За самый дальний поход нынешней навигации — в Чукотское море (до острова Врангеля и обратно)— «Михаил Сомов» прошёл около 11 тысяч миль. На нём работали сотрудники Арктического и антарктического НИИ — наблюдали за движением ледяного покрова, устанавливали океанографическое оборудование. Навигация запомнилась также участием в экспедиции «Pax Arctica» к Новосибирским островам в Северном Ледовитом океане и съёмками фильма. Члены экипажа стали свидетелями того, как чемпионы мира по фридайвингу — наш Алексей Молчанов и француженка Аврора Ассо — демонстрировали своё мастерство на месте крушения канонерской лодки полярника Джорджа Де-Лонга «Жаннетта».
— Первый раз наблюдал, как люди погружаются на такую глубину без акваланга. Всё, слава богу, прошло удачно, — вспоминает Андрей Демешин.
Ремонт полным ходом
Экипаж «Михаила Сомова» большой — 40 человек. В основном это архангелогородцы, но есть и специалисты из Мурманска и даже Казахстана. Четвёртый механик Эдуард Неверов на легендарном судне год. Ему, молодому специалисту, запомнился северный маршрут и острова Де-Лонга:
— Большую часть времени мы находимся за Полярным кругом. И уже не удивляемся, что в середине июля можем видеть лёд и снег, а через неделю прийти в Архангельск, где плюс 30.
На судне, отмечает он, своя атмосфера и дружный экипаж. Сейчас команда следит за ходом работ, которые ведут специалисты «Красной кузницы», обеспечивает соблюдение противопожарного режима и доступ на объекты, проводит инструктаж.
— Все работы выполняются в штатном режиме. Нареканий пока нет, — комментирует старший механик судна Евгений Заборский.
На «Михаиле Сомове» я застала окончание доковых работ. Надев каски, спускаемся в сердце корабля — машинное отделение. Здесь перебирают каждый механизм. Сейчас идут гидравлические испытания межкингстонного трубопровода (он помогает охлаждать все рабочие механизмы) и установка донно-забортной арматуры.
— Уже опрессована часть забортной аппаратуры, — продолжает Евгений Викторович. — Проверять её клапаны очень важно: машинное отделение — самое большое на всех судах, важно не затопить его при прорыве забортной воды.
Из дока — к причалу
— На моём объекте работают около 35 человек, — рассказывает в свою очередь строитель кораблей судоремонтного завода «Красная кузница» Александр Романенко. — Объём работ очень большой.
Уже очищены и окрашены корпус и пояс переменных ватерлиний, произведена дефектация якорных цепей, ведётся ремонт винторулевого комплекса. Отметим, что поскольку судно солидного возраста,
уплотнения в подшипниках, манжеты, втулки и прочие детали пришлось заказывать на заводах в Архангельске и Санкт-Петербурге.
После доковых работ, которые уже должны были завершиться, ремонт будет вестись у заводского причала. Начнут с центровки валолинии. Остальные работы будут согласовываться с заказчиком. Подрядчик определится в ходе тендеров.
Сколько «Михаил Сомов» простоит у причала — зависит от готовности судна. В процессе предъявления регистру МРС будут устранять выявленные недостатки. Но в целом ремонт легенды планируют завершить до конца апреля. Чтобы дизель-электроход мог вернуться в Арктику и продолжить снабжение станций от Архангельска до Чукотки.
Евгений ЗАБОРСКИЙ:
— Главный двигатель «Михаила Сомова» отработал больше 22 тысяч часов. Ему положена полная разборка.
УНИКАЛЬНЫЙ ДОК
Плавучий док М-32 завода «Красная кузница», куда «Михаил Сомов» встал 10 января, единственный в своём роде.
Грузоподъёмность до 9 тысяч тонн, он работает круглый год. Сюда приходят гражданские суда даже с Дальнего Востока. Свою работу док не прекращал и в самые сложные для завода годы и сейчас работает со стабильной загрузкой. За год у него около 40 судопостановок. Всего же «Красная кузница» принимает на ремонт и сервисное обслуживание более ста судов и кораблей.
Фото автора. 42-летний дизель-электроход в плавучем доке «Красной кузницы».