MENU

хим

17.11.2017 • Культура

Быль об арктическом ковчеге

«Это моя первая лодка с подводным стартом… Вот она, моя красавица…» — просто говорит ветеран «Звёздочки» Владимир Сергеевич Миронов, рассматривая в витрине заводского музея фото субмарины 629-го проекта. Да, с кораблями бывалые судостроители и судоремонтники знакомы не по книгам!

С новой книгой Олега Химаныча ознакомились ветераны «Звёздочки»

Но и для них, корабелов-ветеранов, интересной и, может быть, даже в чём-то неожиданной и интригующей оказалась книга Олега Химаныча «Montcalm» — арктический ковчег», с которой тут же, на встрече в музее «Звёздочки», их ознакомил автор.

Олег Борисович — наш коллега-журналист, заместитель редактора еженедельника «Корабельная сторона», много лет отдавший и «Северному рабочему», член Союза писателей России. И он же известный морской историк, знакомый с трудом корабелов и моряков не только по монографиям и архивным документам, но и по многолетнему личному опыту — по работе на СПО «Арктика», путешествиям по Северному морскому пути.
В центре новой, двенадцатой по счёту книги Олега Химаныча — судьбы ледокольного парохода «Montcalm» («Прончищев») и людей, связанных с ним.
«Montcalm» заслуживает пристального внимания историка и писателя. Канадский ледокольный пароход, спущенный на воду ещё в 1904 году, в 1942-м был передан Советскому Союзу, прибыл к нам в составе каравана PQ-15 и не один год являлся единственным специализированным грузопассажирским судном на Севморпути. Возил он и полярных зимовщиков, и строителей, и моряков, и портовиков, и спецпереселенцев, и заключённых — поистине он был арктическим ковчегом! А в 1954—1956 годах, уже нося имя «Прончищев», пароход находился на заводе № 893 (будущей «Звёздочке») — проходил ремонт. Затем недолго служил плавказармой. Главное же в том, что именно ему выпало быть первым гражданским заказом в истории нашего центра судоремонта.
Из научных монографий и архивных документов автор книги заимствовал строго проверенные факты, из общения с ветеранами — яркие детали, выразительные эпизоды. И всё это даёт читателю возможность хотя бы в какой-то степени представить, какого напряжения сил требовали от моряков, корабелов да и простых жителей Русского Севера и война, и восстановление страны; какими были чувства и мысли этих людей; в каких условиях работали первые судоремонтники будущей «Звёздочки»…
Для примера — только один абзац: «Первым рейсом 1943 года из Архангельска (посадка пассажиров на борт велась в Молотовске) на Диксон везли смену зимовщикам станций на Севморпути — несколько десятков человек. Если посмотреть графу «должность» — радисты, а если «ФИО» и «год рождения» — сплошь девчонки, вчерашние школьницы!  В Арктику! На зимовку! Как?! А потом вспоминаешь, что и в команде самого парохода из 75 человек — одиннадцать учеников-подростков. Та же радист «Montcalm» — Тетерина Лидия Алексеевна — ей от роду 19 лет, а в низах парохода — ученики кочегаров и машинистов, им не исполнилось и… шестнадцати. Таким выдалось время».

Автор книги благодарит за помощь в её создании коллектив центра судоремонта «Звёздочка» и лично генерального директора Николая Яковлевича Калистратова, а также тех, кого называет соавторами: ветерана флота Александра Яковлевича Перевозникова и Сергея Валентиновича Неумоина. Ценную моральную поддержку оказал Морской литературно-художественный фонд имени Виктора Конецкого во главе с вдовой писателя Татьяной Валентиновной, написавшей послесловие к «Монткальму».

Фото Владимира Ковпака. Справа налево: Олег Химаныч; один из героев его книги Алексей Косенко — легендарный бригадир, орденоносец, участник ремонта «Прончищева»; руководитель музея «Звёздочки» Василий Кологриев.

 

Comments are closed.

« »