Чтобы мир стал цветнее

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/09/8_d1094-m.jpg

Настоящая печь, урбанистический пейзаж из окна, множество живых цветов и, конечно, цветов, деревьев, лиц, фигур на холстах — такова мастерская члена Союза художников России Алёны СЕВАСТЬЯНОВОЙ. Ярко, разнообразно — в русле творчества хозяйки и, кажется, вообще в её духе.

Что любит в искусстве художник Алёна Севастьянова, что ей нравится в Северодвинске и почему ей не стоит дарить букеты

Ненаписанное гложет

— Это муниципальные мастерские, в нашем блоке здания располагаются только художники: Костя Байдаков, Катя Ярунова, Валерий Викторович Саков — кстати, интересный дядька! Слава богу, у нас старшие художники с идеями! — на ходу поясняет Алёна.
— Вижу, Алёна, новые работы: на них ваш фирменный знак — SAR («Севастьянова Алёна Руслановна») и год: 2017…
— В последнее время пишу этюды. Ждала ребёнка, родила, поэтому времени хватает только на это. В мастерской редко удаётся побыть. (Малышу пока нет и полугода. — Прим. ред.). А писать всё равно хочется! Наш город, окрестности его — вот Ширшема; Архангельская область; а вот и цветы пошли! Это такие «открыточки» мои, пейзажи. Очень большое удовольствие получаю от них. Люблю работать на пленэре. И жду: вдруг что-то новое увижу? Надо искать и находить прекрасное, тогда оно вообще к тебе потянется, и мир станет… цветнее! Но на масштабные проекты сил и времени пока нет. Много недописанного. И оно меня гложет. В будущем году надо что-нибудь завернуть!
— Наподобие вашей прошлогодней выставки в ЦКиОМ?
— Ну, её удалось сделать благодаря губернаторской премии 2015 года.
— Или вроде вашей росписи фасада дома на площади Пашаева? Замечательный такой пеликан на стене…
— Да, хорошо так его пристроили над дверью. Это был тоже проект — муниципальный, «Яркий город», в рамках программы «Молодёжь Северодвинска». По крайней мере, благодаря ему удалось купить достаточно красок.
— С какого момента вы поняли, что способны на серьёзные проекты?
— Такой планкой для себя считаю 2007 год, когда побывала на международном пленэре в Польше. Тогда я поняла: этюды переросли в картины, и в этом направлении и надо двигаться. Очень хорошо писалось в Норвегии. Там, знаете, очень сочные цвета травы по отношению к небу, у нас другая земля, с песком. А я пишу ярче, чем обычно воспринимается Север.

Художнику мешают дороги

— Много, слишком много молодёжи уезжает. Если о художниках говорить, то вот совсем недавно уехал в Ярославль талантливый Александр Кабин… Не думаете ли и вы покинуть город?
— У нас можно жить, я здесь, по крайней мере, пока. Совсем не самое плохое место. Есть в России места, где ситуация гораздо хуже. У нас есть море, это такая красота! И в этой мастерской мне комфортно, вообще мне в моём мире хорошо. Конечно, важно выезжать время от времени, чтобы обыденность не наскучивала.
— А чего вообще не хватает в нашем городе северодвинцам, и в частности творческим, молодым?
— Неустроенность инфраструктуры мешает. Каждая яма покоя не даёт! Это неудобно…
— И некрасиво…
— Мешает абстрагироваться. С детской коляской у нас по улице просто так не прокатишься. Разве можно так строить дороги, чтобы не было съездов с тротуаров?! Но, справедливости ради, за последние годы виден колоссальный подъём. Хорошо, что дома начали красить и раскрашивать.
И даже среди новостроек есть интересные здания — на углу Ломоносова и Полярной, например. Вот кедры сажают, вот ещё разные идейки реализуются — это очень приятно.
А если говорить о том, чего именно художникам не хватает, то это пространства для выставок, проектов. Всё или очень тесное, или огромное и, главное, открытое, как в ЦКиОМ: там ходят все, и взрослые, и дети, там не повесишь всё что угодно.

Суд времени и гайки в колёсах

— Вот мы говорим: есть этюды, а есть картины. А где вообще для вас грань и каким должно быть искусство?
— Прежде всего, я против неискреннего, чего-то такого… продажнического, что ли, это не искусство. А ещё искусство там, где есть идея. Оно должно волновать, заставлять задуматься, покоя не давать…
— Идеи могут быть разные. Как относитесь к модному акционизму?
— Политизированного искусства не понимаю. Другое дело, что сажать в тюрьму за художественную акцию не стоит. Но акционизм — сложная вещь, грани здесь очень тонкие.
— Вот мы уже почти заговорили о цензуре. Что думаете о ней? Есть она у нас?
— Например, у меня замысел выставки «Голые люди». Но провести её никак нельзя! Цензура всё-таки присутствует. Задвигают гайки в колёса! (Алёна оригинально совместила фразы о палках в колёсах и о закручивании гаек. — Прим. ред.).
— Я помню некоторые картины из этого цикла, ничего такого провокационного…
— Нет, конечно. Но всё равно не провести. Да и опять же в Северодвинске негде повесить всё так, чтобы, скажем, гарантировать возрастные ограничения.
— Ну, может, народ действительно не поймёт. У вас всё-таки не так, как на фотографии, у вас необычный взгляд… Почему, на ваш взгляд, очень многие люди не воспринимают что-то необычное, нестандартное в искусстве?
— Потому что эти люди не ходили в музеи. Это от ненасмотренности. Побывали хотя бы на десяти хороших выставках — и стали бы понимать.
— Итак, вам никак не понравится какая-нибудь «народная» скульптура из пластиковых бутылок во дворе дома или обычный пейзажик художника с ярмарки?
— Почему? То, что из бутылок, меня вообще умиляет. Пусть люди развлекаются. А, скажем, во дворе дома 6 на улице Арктической жильцы вообще сделали что-то реально интересное, серьёзное! А пейзажики — да, дома мы часто вешаем на стену вид любимой дачки. Это всё замечательно, это релакс. Но только это не искусство.
— И судить об искусстве простые зрители не могут?
— Судить об искусстве должны всё-таки искусствоведы. И художники. И время.

Не рвите цветы

— Вы не только свободный художник, но и педагог. В родной художественной школе и с детьми работаете, и ведёте взрослую студию…
— Ну, пока не веду, сижу с ребёнком. Но вообще да, и больше даже люблю работать со взрослыми. Им нужны конкретные знания. С детьми приходится заниматься больше в игровой форме. К тому же, как ни странно, у нас есть немало детей, которые просто не хотят заниматься, им это неинтересно. Очень хочется обратиться к родителям, которые, наверное, мечтали стать художниками, но не реализовались: приходите к нам во взрослую студию и сами рисуйте, никогда не поздно, — а детей оставьте в покое, пусть занимаются тем, что им самим близко! В любом случае видеть заинтересованные глаза — это самое классное.
— Спасибо, Алёна. Пора покидать вашу мастерскую. Уютно в ней: и цветы, и печка, и вот эти драпировки…
— Я работала флористом до поступления в РГПУ, была дизайнером штор — умею шить и ухаживать за цветами…
— Значит, простой букет вам не подаришь, нужен составленный по правилам?
— Вообще не люблю букетов. Цветы надо дарить только в горшках! Букет может быть красивым, но через два-три дня это просто веник, и место ему в мусорном ведре. С подарком не может быть так, ему нужно напоминать о себе долго. А цветам надо жить!

Член Союза художников России Алёна Севастьянова родилась в Северодвинске, училась в детской художественной школе № 2, в изостудии Игоря Филиппова. Окончила бакалавриат и магистратуру РГПУ имени А.И. Герцена в Санкт-Петербурге. Участник ряда международных художественных проектов.

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей