MENU

27_d1083

01.09.2017 • Образование, Общество

По сценарию медицины

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева объявила, что школы страны постепенно выйдут из муниципального подчинения. Новая модель управления подразумевает, в первую очередь, что региональная власть будет управлять кадрами и отвечать за единую содержательную часть программы. И решиться этот вопрос должен в течение ближайших двух-трёх лет. Пока он решается в пилотном проекте, в котором участвуют около 17 регионов страны. В ближайшее время они будут реализовывать разные модели управления. Предполагается, что в Архангельской области в этом будут задействованы несколько муниципалитетов. Какие — пока не уточняется.
Что может ожидать Северодвинск в случае такого выбора, мы попросили пояснить начальника управления образования Сергея ПОПУ.

Чем обернётся передача в регион полномочий по управлению сферой образования?

Слишком самостоятельные
— Принципиально, почему это делается, мне понятно, — рассказывает Сергей Григорьевич. — Происходит централизация и усиление влияния государства во всех сферах, а образование среди них — определяющая. Но глубокую, перепахивающую всю систему реформу для этого проводить необязательно. Достаточно внести изменения в существующий закон «Об образовании», и в стране будут единые генеральные линейки учебников, по которым учатся от Владивостока до Калининграда; учебники, которые будут углублять программу; а также единый учебный план. И определить, что осуществлять контроль за этим будет субъект Федерации.
— В материале, который я читала, говорилось, что школы сегодня неподконтрольны власти, у каждой своя образовательная программа. Хочется упорядочить систему. Но настолько ли самостоятельны учреждения?
— Ещё недавно все рукоплескали тому, что вводилась национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Напомню, что шестым пунктом там значится развитие самостоятельности школ. Уже потом это было введено в различные законные акты. Теперь всё это хотят свернуть.
— Чем плоха самостоятельность?
— Ничем. Считается, что сегодня у школ слишком много финансовой независимости, поэтому приостановлен переход бюджетных учреждений в автономные. А автономные той самостоятельности уже фактически не имеют: изменились законы, позволявшие им больше, чем обычным бюджетным учреждениям.

Разрушить внутренние связи
— Чем передача управления может обернуться для муниципалитета?
— Муниципальная власть, которая за всё должна отвечать, будет выведена ещё из одной сферы. Надо понимать, что муниципалитет — это большая система, пронизанная внутренними связями. Вывести что-то из неё — разорвать эти связи. Вывод здравоохранения на государственный уровень в том варианте, в котором это произошло в Архангельской области, сильно ударил по всем остальным сферам, в том числе образованию. Касается это в том числе и кадрового вопроса.
Система образования тоже не живёт отдельно — она переплетена с культурой, спортом, сферой социального развития и другими. Люди могут этого не ощущать, но стоит нарушить связь, и это станет заметно.
Министр приводит пример Самарской области, где с 2002 года есть разделение: школьное имущество осталось за муниципалитетом, а субъ-ект Федерации назначает директоров и координирует учебный процесс. И там прекрасный результат.
Я не был в Самарской области, пока не читал про их опыт, но сам факт вызывает сомнение в эффективности. Сегодня директор понимает, что у него есть учредитель в лице муниципалитета, который обеспечивает содержание зданий, сооружений, обустройство прилегающих территорий в полном объёме. А по новым правилам городское имущество будет передаваться в оперативное управление нанятому субъектом Федерации менеджеру.
— Я читала, что речь может идти в том числе и о передаче в регион имущества.
— Мы не знаем, какой вариант управления будет реализовываться. По тем запросам, которые сего-дня идут из областного минфина нашему финуправлению, речь идёт о полном имущественном комплексе. Обсчитывается так.
Однако полное выведение школ из сферы влияния муниципалитета, на мой взгляд, губительно для системы. Мы не Самарская область. Я был в очень многих наших районах и представляю себе размах территории. Осуществить за ней централизованный контроль будет непросто.
Управлять
из области
— Директора школ, педагоги будут подчиняться области?
— Область будет назначать руководителя, а он — набирать кадры.
— Ремонт помещений — это большие средства. Предполагаются федеральные дотации?
— Не могу сказать. Сейчас у регионального министерства уже около ста различных учреждений — это детские дома, техникумы. Представьте себе: только у нас 28 школ, 32 сада, семь учреждений допобразования. Это сто пять зданий, которые содержит муниципалитет. В этом году в их ремонт вложено 195 млн рублей. Получится ли управлять этим из Архангельска, знать, где что течёт, и контролировать работу?
— Вероятно, должны быть люди на местах.
— В здравоохранении на местах нет никого. За всё сегодня отвечает главный врач, который подчиняется напрямую министерству.
— Люди переживают и о том, что иногда приходится обращаться к депутатам, когда требуются дополнительные средства на мероприятия.
— Парадокс в том, что когда депутаты от здравоохранения говорили, что надо помочь медучреждениям, им отвечали: у нас нет полномочий; имущество не принадлежит муниципалитету, а вкладывать деньги в чужое имущество — это нецелевое использование средств.
— То есть идти при необходимости придётся к областным депутатам?
— Абсолютно точно. Местные будут только сочувствовать или пытаться привлечь спонсоров.
Фото Валентина Капустина
КОММЕНТАРИЙ
Светлана Деснёва, профсоюзный лидер работников сферы образования Северодвинска:
— Если подразумевается полный перевод управления сферой на регион, то как будут поступать с имущест-вом? Мы уже пережили административно-командную систему в экономике, она была не лучшим вариантом. Планы из головного центра доходили до конкретного предприятия с опозданием, когда ситуация на месте менялась.
Будет ли это во благо работникам? Сомневаюсь. Есть примеры — военные. У них бухгалтерия в Москве. Начисление зарплаты и все справки идут через центр. Если я буду обращаться за справкой для налоговой не в школьную или даже централизованную бухгалтерию, а в министерство, как справятся с таким потоком документов?
Ранее детсады перешли на частичное финансирование из региона. Пожелание профсоюза: чтобы и допобразование тоже финансировалось из регионального бюджета. Но для этого нужно вносить изменения в закон.
У нас в городе все такие учреждения удалось сохранить, несмотря на сложности бюджета. А на сельских территориях они фактически утрачены — их стали объединять со школами.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Преобразование делается стремительно. Хорошо, если не поспешно. Если всё продумано, если  правительство и министерство точно знают путь, он выстроен и сбалансирован, это вселяет надежду. Но если это будет метод проб и ошибок, он может оказаться губительным.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Здравоохранение передали в регион с землёй, имуществом, персоналом и главврачами. Но там четыре учреждения, а у нас только школ 28, две из которых сельские. До них даже мне как начальнику управления не очень-то легко добраться.

Comments are closed.

« »