Христианин по виду

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/09/1082_d1093.jpg

Чего больше всего я боюсь в церкви? Тягот поста и длинных молитв? Долгих служб и отказа от прелестей мира? Нет. Это всё сложно, но гораздо больше меня страшит молчаливое осуждение православных братьев и сестёр.

Чего боится в храме современный человек

Когда я собираюсь в храм, меня не оставляют мысли: достаточно ли длинная у меня юбка, не ярко ли накрашены ногти и не введёт ли в смущение прихожан мой цветущий вид? Ведь тут принято тихо скользить тенью…
Десять лет назад, когда я только пришла к вере, я была сбита с толку кучей околоцерковных правил. И я надевала на пикник вместо джинсов юбку-макси и вообще выбирала одежду попроще и посерей, чтобы «не смущать ничьих взоров», перестала красить ресницы и ходила бледной молью.
О да, тогда меня не осуждали. Униформа делала меня снаружи почти неотличимой от «истинного христианина».
Но не в понимании Христа. Потому что Он видел, что под моей благолепной внешностью всё так же бурлили страсти и кипели пороки…
Были чудесные моменты, трогающие душу, горячие молитвы и искренние слёзы. Но гораздо позже пришло понимание того, что моё насилие над своим адекватным мирским образом только причиняет вред. Ведь я так и не стала ощущать себя «истинной верующей», а всё потому, что в этом была жуткая фальшь. «Вычитанные» правила и выдержанные по монастырскому уставу посты нисколько не приближали меня к Истине. За формой терялось главное — живой Бог, живая вера, искреннее чувство.
И… я стала «плохой». Я бросила искать печенье без молока в составе и стала есть в пост рыбу, потому что живу на севере. Стала одеваться соответственно своему статусу и фигуре. Начала больше молиться краткими молитвами в течение дня, а не длинными молитвословиями, не трогающими моего сознания и сердца.
Мне стало тяжелее от осознания того, что в церкви меня осудят. Священники, прихожане, все, кто видит во мне «захожанку», легкомысленную особу, забежавшую «на огонёк».
Но именно сейчас я почувствовала, что живу. Со своими грехами, неудачами и несовершенством — такая, какая есть, без притворства — я иду к Богу и склоняю перед Ним колени. И судить меня будет Господь, а не досужие домыслы.
Ведь теперь я знаю, что правда не в длинной юбке. А в ответе на простой вопрос, заданный самому себе: где моё сердце?
Таисия ВАХРУШОВА

Комментирует мнение нашего автора клирик храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия священник Дмитрий АППОЛИНАРИЕВ:

— Дорогая сестра во Христе! Бояться в церкви ничего не надо. Особенно же осуждения со стороны других верующих. Во-первых, есть ли вообще такое осуждение? А во-вторых, если и есть оно, то это лишь чей-то личный грех и не должен смущать вас. Ведь каждый из этих людей сам прошёл собственный путь к вере и церкви — кто-то с такими же сомнениями и искушениями, кто-то — не обращая внимания на них. Если братья осуждают вас, значит, они не святые — как и все мы…
Если посты и молитвенные правила не приближают нас к Богу, то это значит, что мы не поняли смысл подобных духовных упражнений. Это не цель, а лишь средство воспитания воли, души, тела, личности. Самовольно взятое на себя подвижничество, не соответствующее духовному опыту, личным качествам и обстоятельствам жизни, может быть только вредным. Евангелие безоговорочно осуждает гордость фарисея, развившуюся от соблюдения разнообразных внешних правил без смирения и любви к Богу и людям, когда, как вы пишете, «под благолепной внешностью всё так же бурлили страсти».
Вообще, для чего нам церковные правила? Это традиция, помогающая держать себя в определённых рамках, воспитывающая некий навык самодисциплины, необходимый в любом труде — физическом или духовном, помогающий преодолевать те самые страсти и пороки.
Главное отличие христианина от нехристианина во внешнем облике в том, что христианин не должен никого соблазнять. Вы правы, дело не в длине юбки. Дело в наших мотивах. Разумная девушка, женщина всегда сможет подчеркнуть свою красоту аккуратно, без вызова.
Сестра, зачем вам самой это — вызывать бурные эмоции у лиц противоположного и зависть и раздражение у людей своего пола (и отнюдь не только в храме)? «Одеваться соответственно своему статусу и фигуре» можно. Более того, именно так и надо одеваться — но соблюдая общие правила вкуса и меры.
Для меня в этом смысле идеал относительно близкой нам по времени православной женщины — святая царица Александра Фёдоровна. Она выглядела сообразно своему высокому положению, но не вызывающе, а ведь светские наряды того времени могли быть достаточно «откровенными» — пусть не так, как ныне.
«Были чудесные моменты, трогающие душу», — пишете вы. Подобное ощущение может быть и ложным, но всё же более вероятно, что то было благодатное ощущение Богоприсутствия, прикосновения к святыне. Осталось ли оно с вами сейчас? Если нет, то на правильном ли вы пути?
Важнейшее дело — понять, что без Бога мы не справимся сами с собой, со своими страстями. Осознав это, мы говорим: «Господи, хочу жить с Тобой!» — и приходим в храм. Туда, где есть проверенные тысячелетиями средства для воспитания себя и общения с Богом.
На фото святая царица Александра Фёдоровна в молодости.

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей