Вам на Бостон или в Киль?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/07/348_d1093-m.jpg

С новыми тренажёрами для судоводителей и механиков море стало ближе

Море теперь разве что не потрогаешь — до поры до времени. Картинка на экранах настолько реалистичная, что некоторых от виртуальной качки начинает тошнить. «Гостиные дворы сейчас снесём!» — живо комментируют учащиеся Арктического морского института имени В.И. Воронина, видя, как за разговором с преподавателем наше судно чуть не врезается в набережную Северной Двины.
Но бывалый моряк Владимир Утту берёт дело в свои руки и умело выправляет ситуацию. Хорошо ещё, навстречу нам не было других судов! А их на разных акваториях может быть до двадцати. Разойтись с ними, избежав нештатных ситуаций, — главный экзамен, который предстоит сдать будущим судоводителям на новом навигационном симуляторе «Navi Trainer Professional 5000» перед выходом в море.
— Это самый современный тренажёр. Он имитирует работу радиолокационной станции и создаёт условия полностью как на судне. Радары могут разве что отличаться конфигурацией, но сами программы аналогичные, — рассказывает преподаватель-инструктор Владимир Утту.
Симулятор воспроизводит характеристики судна: всё математически просчитано и заложено в программу. Стоит направлению ветра чуть поменяться, виртуальный корабль уже ведёт себя по-другому. Вот на экране появляется липкий снег, капли дождя растекаются по стеклу кабины, а через минуту неспокойные волны заставляют крепче взяться за штурвал. Главное при этом, что видно из рубки не только нос корабля, но и корму — это очень важно при движении в условиях полярных широт. Впрочем, район плавания можно задать любой: хоть в Америку уплыть, пройти в Бостоне под Бруклинским мостом. На памяти Владимира Александровича самым непростым был заход в немецкий Киль.
Тренажёр пришёл под занавес учебного года, активно использовать его будут с сентября. Пока будущие судоводители набираются опыта у специалистов на судах, а механики отрабатывают задачи в мастерских на суше.
— С августа буду проходить практику на пароходе «Гоголь», надеюсь освоить специальность моториста, — рассказывает будущий механик Павел Герасимов.
Павел — выпускник детского морского центра «Североморец», ходил на ялах по акватории Белого моря. Ему нравится работать руками: задачей Павла будет делать так, чтобы механизмы на судне работали как часы. Вместе со своим одногруппником Данилом Ржевцевым на днях он вернулся с международной регаты больших парусников «Tall ship races». Ходили добровольцами от питерской «макаровки» на знаменитой яхте «Акела», которая лидировала в первом этапе гонок. А после ребята исполнили мечту — увидели Амстердам.
— Четыре дня мы шли от шведского Хальмстада до финской Котки. Узнали много нового: типы парусов, их постановку и уборку. На яхте также есть двигатель, пусть и небольшой: мы занимались его обслуживанием, убирали машинное отделение, чинили водяную помпу, — вспоминает Данил.
Для них это тоже опыт: без знакомства с морем трудно понять, хочешь ли ты остаться в профессии, признаётся Павел.
— Мне повезло с ребятами, — считает воспитатель второго курса Андрей Щуров. — Бывает, группа сложная набирается. Здесь все знают, зачем пришли: приказы выполняют беспрекословно, учатся хорошо.
Будущие моряки ходят на практику по всему миру: стоят на судах и в Африке, и в Испании. Некоторые даже успевают за это время заработать на автомобиль. Впрочем, влекут в профессию не только перспективы хорошей зарплаты.
— Здесь хорошая атмосфера и учится много друзей, — рассказывает Александр Рыкалов.
Он продолжает семейную линию: его отец и дед учились здесь же на механиков. Отец работал в греческой и немецкой компаниях, а дед ходил на боевом судне. Сложности у ребят вызывает лишь освоение судовых энергетических установок. Но все преподаватели ходили в море и охотно делятся опытом.
— Во время учёбы мы сдаём нормативы, играем в футбол между группами и курсами, участвуем в соревнованиях между мореходками и Первомайской эстафете, — добавляет Илья Подойлов. Ведь физическая составляющая для моряков не менее важна, чем знания и навыки.
Учатся в институте и ребята из других стран: Данил Ржевцев и Владислав Титаренко, например, приехали с украинского Донбасса. Есть студенты из Белоруссии, Прибалтики. Выпустившись, они смогут работать на судах любого класса — от шлюпки и буксира до круизного лайнера или контейнеровоза. И тут уже всё будет зависеть от амбиций и рвения каждого.

Подобный комплекс тренажёров в стране есть только в Санкт-Петербурге. Обучаться на них смогут будущие судоводители и судомеханики, а действующие моряки — проходить переподготовку. Оборудование позволяет подготовиться к плаванию в полярных широтах и освоить управление морским высоковольтным оборудованием.

Фото автора. На виртуальном капитанском мостике будущие моряки. Слева направо: Данил Ржевцев, Александр Рыкалов, Павел Герасимов и Владислав Титаренко.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей