Вот такой «Сказ…»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/07/72_d1093-m.jpg

Как показывать на экране героев и события из исторического прошлого или из преданий, которые, однако, для многих и многих людей не менее реальны? На вопрос разные художники и тем более разные подмастерья отвечают по-разному. И вокруг художественных фильмов, театральных и оперных спектаклей в последнее время сломано немало копий. Фильмы же анимационные, кажется, оставались от этих баталий в стороне (может, не считая позапрошлогоднего «Необыкновенного путешествия Серафимы»). Но вышел на экраны «Сказ о Петре и Февронии» (режиссёры Юрий Кулаков и Юрий Рязанов).

Фильм о Петре и Февронии во многом следует древнерусскому источнику. А в чём-то — современной моде

С молитвой на устах

Тут, правда, речь не о попытках запрета — скорее о недовольстве части интернет-сообщества. Тех людей, что копья вокруг этого мультфильма ломают нешуточно, прямо по-былинному. Впрочем, легко доходят и до смешного. Один комментатор, раздражённый «православной агитацией», на сайте afisha.ru весьма серьёзно советует интересующимся Петром и Февронией читать выдающегося специалиста по древнерусской литературе академика Панченко, а вот на мультик ни в коем разе не ходить: мракобесный он!..
Что же так злит многих? Тем более что нетрудно заметить: те же самые особенности «Сказа…» других зрителей радуют и по-хорошему, по правде, умиляют.
Безусловно, главный камень преткновения — тема православия. Лично я, признаться, «православной агитки» в фильме не усмотрел. Ну не в загсе же жениться князю-то муромскому — в храме, конечно! А молитва в устах Февронии в момент испытаний звучит ничуть не навязчиво — трогательно и искренне. И о том, что герои фильма в русской истории остались как почитаемые святые, упомянуть не грех — хотя бы, как говорится, для общего развития полезно! И, судя по реакции моих соседей по зрительному залу, так думают многие.
Но кому-то режет слух имя Бога в устах героини мультика. Или икона в кадре кажется наступлением на светское государство…  Этому зрителю лучше выбрать другой фильм. Кстати, выбор «других», заморских, богатый — «Сказ…» можно видеть лишь в одном из шести кинозалов города, в центральном универмаге, и то раз в день. (Это тоже к вопросу о «навязывании» «агитационного» фильма.)

Старый добрый мультик

После духовных вопросов самые разноречивые отклики вызывает техника. История Петра и Февронии рассказана языком классической рисованной мультипликации. И это большинством зрителей воспринимается как анахронизм.
Но для кого-то это раздражающий фактор, а кому-то именно эта манера по-доброму тронула сердце. Опять же субъективно говоря: упрёки в примитивности «картинки» кажутся натянутыми — команда мультипликаторов красиво и убедительно, но без натурализма проработали и выразительную мимику героев, и лиричные пейзажи.
Герои и сюжет? Зрителю предлагают фильм, в котором родной край защищают от ворога, показанного безо всякой «объективности»: змей-злодей на экране и есть злодей-змей — коварный, лживый, жестокий и трусливый к тому же. А защитники представлены героями. Не без слабостей человеческих: кто-то — даже сам князь Пётр поначалу — кичится благородным происхождением, кто-то позволяет себя на время обмануть. Пожалуй, только Феврония с самого начала и до конца и лицом мила, и душой и поступками прекрасна. И всё же перед нами герои, богатыри, защитники! И позволим себе, наконец, не смущаться этим. Всякий народ свои предания и героев своих видит так.
Отметим ещё, что фильм довольно бережно воспроизводит целый ряд эпизодов из старинной, XVI века, «Повести о Петре и Февронии», в которой автор опирается, видимо, на ещё более давние предания. И не только борьба со змеем, свадьба героя-князя и исцелившей его крестьянской девы и их последующее изгнание и возвращение. Даже забавный заяц с голосом Ивана Охлобыстина (как без него?) перешёл на экран со страниц древней повести! Но, конечно, хотя комичные эпизоды с участием зверька и его приятеля, бурундука, подробно придуманы уже нашими современниками-сценаристами. А ещё авторы фильма придали истории отношений героев больше лиризма, чем было в сочинении древнерусского книжника: каждой эпохе свойственно подчёркивать разные стороны любви.
Словом, на всех друзей угодить, как всегда, не получилось (хотя попытки были: к примеру сказать, в начале фильма князь Пётр, торопясь на войну со змеем, скачет по деревьям и стенам в стиле то ли Тарзана, то ли человека-паука). Но главное удалось: очень многим зрителям мультик… Нет, не угодил, есть в этом словце что-то лукавое. Но пришёлся по сердцу. Вот и весь «Сказ…»!

Фото с сайта afisha.ru

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей