MENU
24_d1093-m

14.07.2017 • Первая полоса

На колёсах сквозь барьеры

Формально не являясь инвалидом, Кирилл Грибков вынужден использовать коляску, чтобы передвигаться на большие расстояния. На своих двоих он способен пройти не больше пяти минут — обострившаяся детская травма сустава даёт о себе знать. Сесть на коляску молодой человек был вынужден около двух месяцев назад. И за минувшее с тех пор время понял, насколько неблагоприятна для инвалидов наша городская среда

Северодвинец Кирилл Грибков — о трудностях передвижения на инвалидной коляске

Три беды

Неровные тротуары, непродуманная конструкция пандусов, поребрики без возможности гладкого съезда — это три основные беды нашего города, с которыми сталкиваются колясочники.
Но самое трудное, по словам Кирилла, морально привыкнуть передвигаться на колёсах. Сам он до последнего держался, ходил, хоть и прихрамывая. Сейчас уже свыкся со своим положением и относится к этому спокойно. Даже сравнивает нынешний способ передвижения с ездой на велосипеде: говорит, раньше часто катался. Маневрировать на «железном коне», конечно, было бы гораздо быстрее и удобнее. И те же поребрики не становились серьёзной проблемой, как и другие неровности дороги, заметно замедляющие движение колясочника.
Например, на улице Ломоносова, у магазина «Евгений», имеется небольшой наклон дороги в сторону.
В качестве эксперимента я сама попробовала проехать на коляске, но не сумела преодолеть и нескольких метров без посторонней помощи — мой «транспорт» клонило вбок. Кирилл с данной бедой справляется лучше благодаря тренировкам: сильные руки позволяют противостоять склону, так что особенных проблем из-за этого он не испытывает. Хотя определённого дискомфорта не избежать.
Один из самых сильных склонов, по наблюдениям Кирилла, начинается у дома 45 по улице Ломоносова и заканчивается у самой площади. Проверенно на личном опыте: здесь даже везти коляску тяжело.

Вне зоны доступа

Самые труднопреодолимые места Северодвинска Кирилл перечисляет без раздумий. Одно из них — пешеходный переход перед парковкой у ТЦ «Гиппо». Там, чтобы попасть на другую сторону дороги, приходится прокатиться несколько метров прямо по проезжей части. А на одном из небольших мостов через канал на улице Лебедева (том, что ближе к проспекту Победы), пандус заканчивается тремя ступеньками. Само собой, спуститься по ним на коляске невозможно.
Во вторую горбольницу с центрального входа ему также сложно попасть: нужно сперва сложить коляску, зайти по первому пролёту, отдохнуть, пройти второй пролёт, снова отдохнуть… И это Кирилл ещё может ходить на небольшие расстояния. А что делать тем, кто не способен сделать ни шага?.. Из кинотеатров, например, колясочникам доступна только «Стройка». В «Родине» пандус отсутствует, у «России» он в наличии, но использовать его невозможно — передними колёсами на него попросту не въехать. А у ТЦ «Двинское подворье» тот же пандус расположен так, что при спуске велик риск врезаться в стену с разгона. У магазина «Циркульный» — слишком крутой спуск.
— Создаётся впечатление, что пандусы делают исключительно для видимости, потому что инвалиды без посторонней помощи воспользоваться ими не смогут, — рассуждает Кирилл.
Случается и так, что пандус в магазине имеется, и даже удобный, но проход в продуктовый отдел слишком узок, чтобы туда можно было попасть на коляске. Ещё одна проблема: прикреплённые к пандусам велосипеды, о руль которых можно запросто удариться при съезде.

Для всех колясок

Преодолевая пешеходные переходы, иногда приходится разворачиваться и въезжать на тротуар спиной, иначе никак: задние колёса больше передних. И порой водители, не дождавшись, когда коляска окажется на тротуаре, давят на газ. Один раз Кирилла даже задел автомобиль, но обошлось без серьёзных травм.
Но во многих местах съезды с поребрика вообще не предусмотрены. Проехать на коляске невозможно по улице Ломоносова от магазина «Евгений» и до  магазина «Космос». А вот на перекрёстке улиц Малая Труда и Ломоносова раньше не было съезда с поребрика, недавно он появился. Вроде бы мелочь, а движение значительно облегчает.
С тем же перечнем проблем сталкиваются и мамочки, гуляющие с малышами в колясках. Масштаб бедствия для них меньше, как меньше и ноша. Ведь одна только коляска Кирилла — это 20 кг, а вместе с весом человека выходит около центнера. И нужно двигаться, рассчитывая лишь на силу собственных рук.

Заезд на 20 км

За время беседы вместе с Кириллом мы преодолели около восьми километров, и, похоже, я на каблуках устала больше его. И  убедилась: передвигаясь на коляске, во многих местах приходится изощряться,  объезжать участки более длинным маршрутом — за неимением других вариантов. А вот по новому асфальту, который положили год-два назад, можно ехать свободно и даже быстрее многих пешеходов.
Свою коляску Кирилл приспосабливает под себя, делая езду более комфортной. Например, сбоку установил велокомпьютер, который показывает скорость и пройденное расстояние. Пригодились и мотоциклетные перчатки, в которых управлять новым «транспортом» гораздо удобнее.
Проехать на коляске юноша может около 20 километров — при условии, что на улице хорошая погода и есть настроение для прогулки. Если руки устают, можно встать и немного пройтись ногами, а потом снова сесть на коляску.
Время на длительные прогулки имеется, так как с весны Кирилл остался без работы из-за состояния здоровья. Сейчас пытается устроиться через Центр занятости населения, но подходящих вариантов всё нет. Но в будущее молодой человек смотрит с оптимизмом — ждёт операции по замене сустава.

ДРУГАЯ СТОРОНА

«Есть в городе и комфортные для перемещения на коляске зоны, — отмечает Кирилл. Например, проспекте Победы от ТЦ «Сити» до улицы  Лебедева — новый гладкий асфальт, удобные съезды. Из медучреждений города легко попасть в поликлинику № 3. Из торговых центров больше всего располагают «Сити» и ЦУМ. Хороший пример пандуса — у входа в региональное отделение Фонда социального страхования».

Фото автора. Попасть на главную площадь города на коляске сложно — нет съезда с тротуара.

Comments are closed.

« »