В «деревеньке» близ Сиэтла

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/07/1048_d1092-m.jpg

Наверное, любой, кому довелось побывать в Америке, ощущает себя Колумбом. Страна эта уникальна в своей многоликости и каждый раз поворачивается к нам новой, неизведанной гранью. Так что открывать её можно бесконечно.

Столбики с собачьей мордой, сельская библиотека и другие «открытия» Америки

«Где обедал, воробей?»

Раннее утро… Но проникающий сквозь жалюзи солнечный свет сильно режет глаза, а птичий гомон за окном — уши. Мне, живущей на Русском Севере в преддверии арктических широт, такая активность природы в разгар февраля непривычна. Хотя по нраву сочная яркая зелень листвы и газонов, буйное цветение магнолий и других экзотических деревьев. И неожиданно тёплые проливные дожди. Здесь, в окрестностях Сиэтла, на северо-западе США, зимы, как правило, дождливые и бесснежные. Первозданной белизной сверкают лишь вершины Рейнира и других гор. В Иссакве, пригороде Сиэтла, где мне довелось гостить с февраля по май, он виден практически отовсюду. А вообще природа штата Вашингтон считается самой красивой и живописной среди всех северных штатов Америки.

1052_d1092-m
Понимаю, что спать мне уже не придётся. Тем более что утреннюю тишину взрывает дробный топот детских ножек. «Баба, апак!»… Возле моей постели внезапно возникает полуторагодовалая внучка. Среди других ярких книжек, стоящих на стеллаже в гостиной, Маша безошибочно выбрала Маршака и теперь настоятельно просит почитать. «Апак» на детском языке означает «Зоопарк». Стихотворение «Где обедал, воробей?» у неё самое любимое.
Дабы не разбудить других, потихоньку перемещаемся в гостиную. «У моржа попил водицы…»— декламирую я толстым, якобы басовитым голосом, постепенно входя в образ (морж на мастерски выполненной картинке выглядит упитанным и благодушным). Зато лисица, у которой подкрепился воробей, в моей интерпретации обретает тоненький, хитровато-вкрадчивый голос. Мисс Мария заливисто хохочет: такое театрализованное чтение ей по нраву.
Живя в естественной англоязычной среде, свои первые слова мои внуки произнесли по-русски. И продолжают активно осваивать родной язык под чутким руководством родителей и опытных педагогов. К слову сказать, русскоязычная диаспора в окрестностях Сиэтла достаточно обширна, немало здесь музыкантов, хореографов, воспитателей и прочих квалифицированных специалистов по развитию и дошкольному воспитанию детей. Дочь, уехавшая в США вместе с мужем, который работает там по контракту программистом, постоянно заказывает книги на русском языке. Вот и я по её настоятельной просьбе привезла из России большой чемодан детской литературы.

Всё лучшее — детям!

Но коль мы начали разговор о книгах, хочу развеять миф о низкой культуре чтения в этой стране.
— Хочешь посмотреть американскую сельскую библиотеку? — спросила меня как-то дочь.
«Сельской библиотекой» оказалось суперсовременное здание из стекла и бетона в одном из пригородов Сиэтла. Внутри светло, просторно, чисто — храм Книги. Чудеса начинаются уже у входа: меня удивило необычное сооружение, напоминающее наши банкоматы.
Вставляешь в специальное отверстие (или прикладываешь к нему) пластиковую карту-абонемент — приходит в движение лента-транспортёр, на которую кладёшь предназначенные для сдачи книги. Каждая из них снабжена штрих-кодом. Книги сканируются и, пересекая заветную черту, оказываются в недрах библиотеки, при этом автоматически списываются с абонемента. Обычно такие устройства располагаются снаружи, поэтому книги можно сдать в любое время, даже когда библиотека закрыта.
Выбранная литература тоже регистрируется читателями самостоятельно, онлайн. Есть и справочно-информационная система, благодаря которой можно обойтись без подсказки библиотекаря. Компьютер здесь не конкурент, не враг, а друг и помощник книги.
В этой «сельской библиотеке» можно увидеть литературу на многих языках мира. Так, в детском секторе по соседству с книжками на русском языке (пословицами, поговорками, сказками и потешками) на стеллаже стояли и яркие издания с иероглифами, возможно китайскими и японскими.
Говорят, на вопрос американцев: «Есть ли в Советском Союзе привилегированный класс?» — легендарный лётчик Валерий Чкалов ответил: «Да, дети». И я помню времена, когда лозунг «Всё лучшее — детям» звучал повсюду. Но, оказывается, и в капиталистической Америке дети тоже привилегированный класс, потому что в любой мелочи ощущается забота о подрастающем поколении.
Вот удобная детская мебель, на маленьких столиках компьютеры, за которыми может посидеть ребятня, порисовать и почитать. Или слушать чтение взрослых. А можно и запросто присесть или прилечь с приглянувшейся книжкой на безукоризненно чистый пол. Есть и специальные мягкие модули, из которых легко соорудить столик, диванчик и даже кроватку.

«Фишки» игровых площадок

Детские площадки, на которых мне довелось проводить время с внуками, — ещё одно из моих «открытий» Америки. Такие площадки удачно вписываются как в жилые кварталы, так и в природные заповедники и парковые зоны и имеют всё необходимое для развития детей. Раздолбанного оборудования, торчащих штырей и ржавой арматуры там не увидишь — инвентарь, как правило, в безукоризненном состоянии. Тщательно продуманы и меры безопасности. Под потенциально опасными качелями, горками и гимнастическими снарядами особо мягкое покрытие. Под ногами экологически чистые материалы, в лесных и парковых зонах — древесные опилки. Качели — лёгкие пластиковые дощечки для ребят постарше, а для самых маленьких — «трусики», напоминающие ходунки, из которых ребёнок не вывалится даже при самом сильном раскачивании.
Надо сказать, что детские площадки скомпонованы не спонтанно: каждая из них имеет продуманную тематику. Например, фишкой площадки около библиотеки можно назвать трек-стадион с небольшими, но покатыми горками, скатами-перекатами для занятий скейт-бордингом и велоспортом, соседствующий с качелями-каруселями и спортивными снарядами.
Запомнилось мне и посещение Museum of Flight в городе Таквила, к югу от Сиэтла. В этом частном музее авиакомпании «Боинг» наглядно представлена история всемирного воздухоплавания. И конечно же, изюминка его детской площадки — небольшие (зато настоящие!) самолёты, вертолёты и прочие летательные аппараты, в кабинках которых детвора может посидеть и даже «порулить».

Научные «игрушки» и водяные пушки

«Много экспонатов, можно и посмотреть, и потрогать, всё для развития, особенно детей» — такой отзыв оставила наша соотечественница на просторах интернета, побывав в Pacific Science Center — Тихоокеанском научном центре Сиэтла, именуемом попросту музеем науки. И я с ней согласна. Действительно, там рядом с каждой серьёзной научной экспозицией находится детская площадка, где полученные знания подрастающее поколение может закрепить наглядно, в развлекательно-игровой форме. Так, в отделе, посвящённом обитателям морей и океанов, не возбраняется потрогать морских звёзд и губок.
А устав от обилия серьёзной информации, можно и просто порезвиться: например, пострелять из водяной пушки или пистолета, пустить разноцветные пластиковые шарики по механическому ручью. Или же покататься на горках, побывать в домике гномов, во владениях морского царя, на корабле пиратов — такие декорации дают широкий простор детской фантазии.

Проверено: «мин» нет!

Коснусь и наболевшей для многих россиян темы.
Поначалу я никак не могла понять назначение столбиков с рулонами полиэтиленовых пакетов и табличками, на которых нарисована собачья морда (к слову, они там на каждом шагу, особенно в зонах отдыха и вблизи детских площадок), пока не увидела, как выгуливающая собаку женщина оторвала от такого столбика пакет и стала складывать в него всё, что её любимица оставила на газоне. А потом с этим пакетом дошла до мусорного контейнера.
«Не, — скептически хмыкнул один из соотечественников, — в России так не избавиться от собачьих «мин» на газонах. Хлопотливые бабушки и прочие хозяйственные люди мигом растащат пакеты под продукты и другие нужды. А по назначению их будут использовать единицы».
Кстати, в Америке отсутствие дрессировки у собак чревато многими неприятностями для их хозяев. Если четвероногий друг кого-то облает или, ещё хуже, укусит, хозяину грозит судебное разбирательство, в результате — штраф, порой значительно превышающий месячный доход.
Там не встретишь собак и кошек, обитающих у помоек и магазинов. Все домашние животные зарегистрированы, за них платится специальный налог.
По закону завести домашнего питомца разрешается лишь тогда, когда есть условия для его содержания (отдельное жильё, стабильный доход, умение и возможность обеспечить необходимый уход).
На «самовыгуле» в Иссакве и её окрестностях только представители дикой фауны. Природа в США охраняется тщательно, поэтому зайчишки безбоязненно скачут вдоль автомобильных дорог и пешеходных трейлов (дорожек, тропинок), цапли выпархивают из придорожных канав чуть ли не под ноги прохожим, белочки с удовольствием берут из людских рук орешки и прочее угощение, а в сумерках из лесных и парковых зарослей на тротуары порой выходят олени.

Улыбайтесь, господа!

А в завершение хочется сказать о приветливости и доброжелательности американцев. «Пусть вам улыбнётся, как своей знакомой, с вами вовсе незнакомый встречный паренёк» — проникновенно пела когда-то незабвенная Людмила Гурченко. Не только паренёк, но и вовсе незнакомые с  вами девушка, мужчина или старушка во время случайной встречи могут улыбнуться вам, как доброй знакомой, бросив на ходу привычное «Нello» или «Мorning». А уж о продавцах и прочих представителях сервиса говорить не приходится: они изысканно-вежливы, особенно по отношению к детям.
Во всяком случае, прожив три месяца в окрестностях Сиэтла, я ни разу не ощутила враждебности ни к своей стране, ни к себе лично.

Наталья БИРЮКОВА

Фото автора. Даунтаун, административный и исторический центр Иссаквы. В здании старинного вокзала — краеведческий музей.

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей