И каждодневная война за жизнь…

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/06/TSMSCH-m.jpg

Отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения (РХМДЛ) ЦМСЧ № 58 оказывает помощь и спасает свыше 1 500 пациентов в год

К 75-ЛЕТИЮ ЦМСЧ № 58

«Живи, парень!»

— …Меня тогда огорошило как ударом в спину: «В артерии у сердца расширение… Аорта может разорваться в любой момент: единственный выход — срочная операция!».  Три часа оперировали. Мне провели эндопротезирование — укрепили грудную аорту специальной металлической сеточкой, которую ввели через артерию в бедре. «Живи, парень!» — так и пожелали, — рассказал свою историю сосед по подъезду, узнав, что иду на интервью в отделение рентгенохирургии.
Без этого отделения сегодня невозможно представить медицинскую деятельность больницы ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России. Отделение работает в составе центра сердечно-сосудистой хирургии, здесь проводится хирургическое лечение сложных заболеваний сердца и сосудов: имплантация электрокардиостимуляторов, диагностика и лечение ишемической болезни сердца, выполняются чрескожные коронарные и периферические вмешательства с применением современнейших устройств — стентов, позволяющих восстановить кровоснабжение сердца и способствующих тому, что в дальнейшем пациентам не приходится делать аортокоронарное шунтирование.
— Уже в течение первых суток 90% больных с острым коронарным синдромом получают коронарографию. А более чем двум третям пациентов в эти же сроки проводится стентирование сосудов сердца, — говорит заведующий вторым отделением реанимации и анестезиологии ЦМСЧ-58 Владимир Мансуров. — Только за прошлый год специалисты отделения РХМДЛ выполнили более 400 таких вмешательств и поставили свыше 600 стентов.
Рентгенохирурги — как разведчики на минном поле. Не со скальпелем — с иглой, через пункцию в артерии подбираются они к поражённому органу и сосудам (в диаметре от 1 мм и до 3 см), чтобы ввести контрастное вещество для диагностики внутренней стенки сосуда и оценки сосудистого русла.
— Используя при вмешательствах катетеры, стенты, баллоны, проводники и другие хирургические приспособления, можно добраться в любую точку организма. К примеру, через бедренную артерию — до сосудов головного мозга. В 2012 году, в стадии становления отделения, мы первыми в области выполнили эндопротезирование грудной аорты, — рассказывает заведующий отделением РХМДЛ Сергей Валериевич Голышев. «Блестящий хирург! Специалист, каких на всю Россию меньше тысячи, но в ЦМСЧ уже трудятся его ученики», — пишет о нём местная пресса.

«Ленин будет жить!»

— В чём отличие рентгенохирургических операций от вмешательств  традиционной хирургии? — спрашиваю у Сергея Валериевича.
— При наших операциях люди обычно в сознании. Общий наркоз даётся в редких случаях, и мы, даже оперируя на головном мозге, общаемся с больным.
— А что может говорить человек в таком состоянии?
— Обычно пациент советуется с нами. Как ему дальше жить? Сможет ли работать? Ну и отмечать полноценно праздники?.. (Смеётся.) Наши операции малоинвазивные — без кровопотерь и ярко выраженных болевых синдромов.
Войти в сосуд сердца… И подумать о таком страшно, а при коронарографии  стент вставляется прямо в сосуд, где произошла сердечная катастрофа…
— Это было в Архангельской городской больнице, где какое-то время я работал. Ночью на моём дежурстве впервые шла операция по шунтированию сердца, причём оно билось… Аппаратов искусственного кровообращения ещё не было, и сердце пациента врачи не останавливали. Операция прошла успешно, — вспоминает Сергей Валериевич. — Но через какое-то время этому больному, фамилия его была Ленин, понадобилась коронарография. Я сделал её. Потом и второй, и третий раз. Так бывает у некоторых пациентов. В общем, Ленин приходил ко мне уже как к старому знакомому. Шутил, рассказывал анекдоты. У него всё хорошо и сегодня. Была даже заметка в газете: «Ленин жил. Ленин жив. Ленин будет жить!». Такие вот у нас есть «знаменитые» пациенты. (Смеётся.)

В режиме онлайн

В отделении Голышева нет палат, медпостов, процедурных, как и лежачих больных. Их привозят на каталках сразу в операционную, откуда они возвращаются в профильные отделения стационара. За восемь лет работы РХМДЛ врачи пролечили и вернули к жизни более 7 000 человек.
В «пультовой» (это предоперационный отсек) «живая картинка»: на мониторе в режиме онлайн вижу, что сейчас происходит за просвинцованным стеклом. Идёт экстренная операция по извлечению тромба из сонной артерии у 55-летнего больного с инсультом. Задача специалистов — удалить тромб и восстановить кровоток.
Забегая вперёд, отмечу: хирургическая бригада, выполнявшая в тот день операцию, в составе ведущего рентгенохирурга Сергея Голышева, его ассистента Бориса Губкина, операционной сестры Татьяны Богдановой и анестезиолога Алексея Волкова прекрасно справилась со своей работой. Почти сразу после двухчасовой операции к пациенту вернулись и речь, и подвижность конечностей.
— Сергей Валериевич, вы можете спрогнозировать перед операцией её результат?
— Со стопроцентной уверенностью нет, конечно. И хотя перед вмешательством всегда детально анализируются характер заболевания, данные лабораторных исследований, показания к операции и риск, почти у любого врача есть особо тяжёлые случаи. Больно очень, когда уходит пациент… И обидно, но мы же не боги! Где ошибка? Что сделано не так? Думаешь, анализируешь с коллегами, учитывая на будущее.
Деликатный, сдержанный, Голышев никогда не выплёскивает эмоций. Следуя постулату: «Во всём дойти до самой сути», он умеет критически осмыслить ситуацию и идти дальше.
— Сергей Валериевич мужественный человек, — так  отзывается о нём руководитель ЦМСЧ № 58 Виктор Голубцов. — Профи высокого класса, в решающий момент он берёт ответственность на себя. Был случай (тогда отделение ещё только заработало), у больного в момент коронарографии случился летальный исход… И когда одна из отчаявшихся коллег пришла к Голышеву, он сказал: «Да, случилось непоправимое, но главное — не паниковать. Надо развиваться и идти вперёд».

К прорывным технологиям

Работа рентгенохирургов, как в беседе подчеркнул Голубцов, это прорывные технологии, затрагивающие все другие области медицины. Сегодня деятельность отделения тесно связана с оказанием горожанам высокотехнологичной медицинской помощи.
— Сергей Валериевич, курируя отделения больницы, выступая с докладами на различных конференциях, вы ещё и автор свыше 35 печатных работ, лауреат премии Ломоносовского фонда. Неоднократно награждались правительственными наградами. Судьба часто вас баловала?
— Насчёт судьбы… У меня дружная семья, любимые жена, дети. И очень надёжные, верные друзья, ещё со студенческой скамьи. Мне нравится моя продвинутая команда рентгенохирургов. Уже сейчас мы выполняем 45 операций в неделю. В квартал — около 440, а за год порядка 1 500. В наших ближайших планах: расширение спектра гибридных операций, протезирование брюшной аорты, выполнение операций аблации при аритмии.

Команда

В отделении РХМДЛ все учатся, и постоянно.
— Любая учёба — это всегда возможность для врача услышать, увидеть «вживую» новые медицинские достижения и технологии — считает врач-хирург Александр Абрамов, ученик Голышева.
Сергей Валериевич старше своих коллег. Ему 55. За долгие годы работы в хирургии он регулярно проходил специализацию на базе ведущих клиник России и за рубежом: Москва, Санкт-Петербург, Киев, США, Норвегия, Германия, Франция, Испания — вот далеко не полный перечень городов и стран, в клиниках которых совершенствовались его знания. Голышев считает обязательным и владение английским языком.
— Особенно продвинутый в этом плане Данила Новиков, — рассказывает о своих подопечных Сергей Валериевич. — В создании отделения мои идейные вдохновители — Борис Губкин и Александр Абрамов. Губкин — очень внимательный к пациентам, это врач, кожей чувствующий нюансы операции. Саша Абрамов — очень ответственный и скрупулёзный в работе до педантизма. Буквально рвался в профессию и Вадим Березин. Любознательный и активный, он какое-то время работал без зарплаты, лишь бы попасть в отделение… Ну и опять же Данила Новиков. Очень целеустремлённый парень,  — улыбается Сергей Валериевич.
— Какие у вас планы на будущее?
— Этим летом мы переходим на круглосуточную службу. Как воздух в ЦМСЧ необходимо создание аритмологической службы.
— Слышала, в Северодвинске порядка 4 000 человек страдают фибрилляцией предсердий…
— К сожалению, так. Тромбоэмболия периферических сосудов, ишемический инсульт и сердечная недостаточность — эти коварные заболевания у многих наших пациентов. В Архангельске аритмологическая служба активно действует. Знаю, что и в руководстве ЦМСЧ данный вопрос обсуждается, но пока всё упирается в финансирование дорогостоящего оборудования, хотя есть коллектив, способный решать достаточно сложные задачи в области кардиологии, и я лично готов к операциям катетерной аблации (прижигания проводящих путей сердца), — размышляет Голышев.
— Рентгенохирургия — из тех современных направлений, которое будет определять дальнейшее развитие медсанчасти. И мы всё больше будем уходить в сторону специализированной медпомощи, — считает и начальник ЦМСЧ. — На сегодня медсанчасть пока единственное в области лечебное учреждение, имеющее право по федеральным квотам ставить больным стенты с покрытием.

***
А знаете что, давайте-ка вместе пройдём по коридорам больницы, нашего «12-этажного белого парохода».
75 лет… «Это было недавно, это было давно»… С юбилейной фотоэкспозиции смотрят до боли знакомые и новые молодые лица. Что ж, жизнь идёт, и, как это бывает в праздники, люди загадывают желания — простые и понятные: чтобы не было войны, были бы здоровы, счастливы и, конечно, чтоб исполнились все мечты.
Очень хочется верить в эту взрослую сказку, да ещё накануне двух больших праздников: юбилея ЦМСЧ и Дня медика. Пусть всё сбудется, всё получится! В том числе надежды и планы наших замечательных врачей-рентгенохирургов. Вот за это давайте держать кулаки.

Светлана Богомолова

Фото Валентина Капустина

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей