В декабре 2016 года после ремонта и модернизации в центре судоремонта «Звёздочка» вернулся в состав Северного флота ракетный крейсер «Маршал Устинов». Более 100 предприятий-смежников дали кораблю новую жизнь. Весомый вклад в большую и сложную работу внесло ЗАО «Биус».
Специалисты ЗАО «Биус» помогли вернуть в строй ракетный крейсер «Маршал Устинов»
Необычный заказ
Об особенностях ремонта рассказывает начальник производственно-диспетчерского отдела предприятия Сергей Хорошев:
— Крейсер «Маршал Устинов» стал наиболее крупной и значимой работой за последние годы. И во многом для нас новой. До этого нашей основной специализацией были ремонт, модернизация и наладка радиоэлектронных систем вооружения, а здесь предстояло в основном заниматься автоматикой — системой автоматического управления главными двигателями (САУГТД). Проблема была ещё и в том, что это изделие раньше изготовлялось Украиной и первоначальный проект частично модернизирован уже на их производстве. Соответственно, отсутствовала часть необходимой документации.
С задачей мы справились, освоили новое для нас изделие. Лучшее тому доказательство — успешное подтверждение всех характеристик САУГТД на ходовых испытаниях. Помимо ремонта этой большой системы также выполнен ремонт систем водяной и химической защиты, аппаратуры ночного опознавания и системы единого времени.
Не могу не назвать состав сдаточной команды: инженеры по наладке и испытаниям РЭАиП* 1-й категории Николай Зеленин (ответственный сдатчик), Владислав Андреев, Сергей Гудин, Тимур Дьячков и регулировщик РЭАиП 3-го разряда Эдишер Панцхава.
Не сомневаемся, что опыт, полученный ЗАО «Биус», будет востребован и в дальнейшем, ведь в состав ВМФ России входят ещё два корабля этого проекта: крейсеры «Варяг» (Тихоокеанский флот) и «Москва» (Черноморский флот).
Сейчас предприятие приступает к восстановлению технической готовности системы управления главными двигателями другого корабля Северного флота — БПК «Адмирал Чабаненко». Он поступил на ремонт на 35-й судоремонтный завод (филиал «Звёздочки»).
Трудности не преграда
О возникших в ходе ремонта проблемах и их решении поведал ответственный сдатчик Николай Зеленин:
— Основная сложность — очень ограниченные сроки производства работ. Корабль планировалось сдать в конце 2016 года, а приступили мы к работе в марте 2015-го. Две предыдущие организации отказались именно из-за сжатых сроков, отсутствия документации и опыта подобных работ. Одно только освидетельствование САУГТД (состав, комплектность, техсостояние) заняло три месяца. Так что попотеть пришлось всем.
Помимо сдаточной команды на заказе трудились и другие специалисты ЗАО «Биус». Большое спасибо коллегам: инженерам Кириллу Ильюшневу, Дмитрию Касабьяну, Александру Кривослицкому, Валерию Чуракову, Денису Поздееву, регулировщикам Богдану Шерстневу, Кириллу Гурьеву, Илье Горохову, слесарю-механику Павлу Рочняку и другим.
Вы просто представьте, что в данной системе только кабельных жил около 14 тысяч! И практически каждая из них была перебрана — отдефектована вручную. Работали в основном в машинных отделениях крейсера, в сложных условиях: в грязи и тесноте, под сумасшедший рёв турбин, у самого пола или, наоборот, под потолком.
Вместе с нами трудились механики «Звёздочки», специалисты ЗАО «Турборус», АО «ПО «Арктика», и дальневосточного ЗАО «Союз-Ремонт». Последние нам здорово помогли, поскольку имели опыт поддержания в боевой готовности аналогичной системы на крейсере «Варяг».
Мы справились, и мы горды тем, что в море удалось разогнать корабль до 30 узлов (55 км/ч). С этой скоростью «Устинов» ходил только на госиспытаниях при постройке в Николаеве ещё в советское время.
*РЭАиП — радиоэлектронная аппаратура и приборы.
Римма КНИГИНА
Фото из архива ЗАО «Биус». П. Рочняк, К. Гурьев, А. Кривослицкий, Б. Шерстнев, Г. Малышев, Т. Дьячков, Н. Зеленин, В. Андреев, И. Горохов.
На правах рекламы