MENU
Следование закону должно обеспечивать безопасность, а не лишать возможности поездок. Фото с сайта www.ostwest.ru Следование закону должно обеспечивать безопасность, а не лишать возможности поездок. Фото с сайта www.ostwest.ru

12.04.2017 • Образование, Общество

Эхо опрокинувшегося автобуса

Многие, наверное, помнят случай, произошедший в сентябре 2015 года. Тогда на обратном пути после осмотра карстовых пещер в Голубино упал в кювет автобус, вёзший семиклассников школы № 21. От переворота его спасли только деревья. Дети, к счастью, отделались лёгкими травмами. Но ездить в туры с тех пор стало сложнее

Организация школьных экскурсий по родному краю оборачивается сложностями

Отменить нельзя ехать
Почувствовала это и Светлана Дергачёва, активный родитель, часто выезжающая в поездки с детскими группами. В то время
у неё была договорённость на экскурсию в аэропорте.
— Попасть на неё очень сложно, договаривалась два года. Но школа после инцидента отказалась выпустить детей.
К сожалению, подобные случаи происходят и в других регионах. В 2015 году правила организованной перевозки групп детей автобусами ужесточили изменениями в соответствующем постановлении. Если раньше, например, не требовалось уведомлять ГИБДД о выезде за пределы города, то сейчас делать это обязательно за два дня.
Особые требования предъявляют и к самим автобусам: они должны быть не старше десяти лет, оборудованы системой спутниковой навигации и ремнями безопасности.
Всем нормам отвечают три автобуса, находящиеся в ведении МКУ «Центр обеспечения функционирования образовательных организаций Северодвинска». Они используются при оформлении соответствующей заявки от школы,
но могут перевозить детей от 6 до 16 лет только в образовательных целях на территории Северодвинска, Архангельска, Новодвинска. В остальных случаях следует обращаться к имеющим соответствующую лицензию перевозчикам или в турфимы.
Ограничения в отношении школьных экскурсий со стороны управления образования отрицаются.
— Не надо думать, что кто-то запрещает такие поездки, — отметил начальник управления образования Сергей Попа. — Да, требования к ним в целях безопасности ужесточены. Но я не раз подчёркивал, что школам лучше участвовать в их организации, чем позже объяснять, что они ни при чём, если родители сами взялись за дело.

Проблема надумана
Надуманной проблему с детскими перевозками считает руководитель турагентства «Премьер-тур» Наталья Зябишева. Если внимательно прочитать постановление, о котором упоминалось выше, и следовать правилам, всё будет в порядке.
Основные из них гласят, что примерно за час до выезда медицинское освидетельствование проходят водитель и само транспортное средство. На ответственных лиц (учитель, тренер, родитель) возлагается обязанность проверить, пристёгнуты ли дети, не ходят ли они во время движения. При перевозке свыше трёх часов обязателен сухой паёк. Есть ещё и требование по наличию медицинского работника при перевозке групп свыше 12 часов.
Правда, прибавляется бумажной работы самим организаторам.
— После того, как дети съездили, пять документов, как минимум, должны храниться в течение пяти лет, согласно постановлению, — продолжает Наталья. — Это договор фрахтования транспорта, список детей, порядок их посадки в автобусе, маршрут и график движения, состав сухпайка.
И отмечает: в декабре 2016-го произошла трагедия в Ханты-Мансийском округе, стоившая жизни нескольким юным спортсменам из Нефтеюганска. Директора северодвинских школ тогда стали поговаривать об отмене зимних экскурсий, заказанных ещё осенью. Но
агентство это не коснулось: в новогодние праздники оно отправило в Малые Корелы и на базу «Лукоморье»,
как и планировалось, более 250 школьников.

Оштрафовали на 50 тысяч
Однако поступают так, видимо, не все руководители. Туроператоры, работающие со школьными перевозками, отмечают: зачастую директора предпочитают вовсе отказаться от поездок, чтобы не нести ответственности.
На многих упреждающе, видимо, подействовала и масштабная прокурорская проверка, прошедшая после Нового года по всей области. На школы, которые самостоятельно организовывали поездки детей, наложили санкции.
— Нарушения были связаны с требованиями организованной перевозки детей в части своевременного уведомления ГИБДД, — рассказала старший помощник прокурора Северодвинска Марина Вербина. — Мы выявили такие факты в нескольких образовательных учреждениях, но только по одному из них возбуждено дело об административном правонарушении.
Поясняют: требование к организованной перевозке детей распространяется на группы от восьми человек. Где-то они были меньше, где-то школа не уведомила о поездке ГИБДД, но сделал это сам перевозчик. Поэтому к штрафу в 50 тыс. рублей привлекли только гимназию № 14.
ГИБДД также представило сведения, что 36-я музыкальная школа в ноябре допустила факт несвоевременного сообщения о предстоящем выезде и была привлечена к административной ответственности.

Нужны «круглые столы»
Гайки в отношении школьных поездок закручивают последние полгода, особенно со стороны Северодвинска, отмечает президент ассоциации туроператоров «За развитие детского отдыха и туризма в Архангельской области» Наталья Тютюнник.
— Мы постоянно боремся с проблемами — вместо развития детского туризма, — считает Наталья Александровна.
Собственно, именно проблемы и стали толчком к образованию подобной ас-социации: специализирующиеся на детском отдыхе
туроператоры почувствовали отток.
Настоящие трудности, по мнению главы ассоциации, возникают тогда, когда сам педагог занимается организацией тура, не ставя в известность контролирующие органы, и обращается к нелицензированным перевозчикам. Туроператоры понимают, какая ответственность лежит на их плечах, поэтому действуют в рамках закона и сотрудничают с лицензированными фирмами. Помимо этого сами дополнительно проверяют информацию о выезде.
Чтобы дети могли видеть Вельск, Пинегу, Карпогоры, Холмогорский район, да и просто организованно выехать на экскурсию в соседний город, тур-операторы готовы к открытому диалогу с властями. Причём проблемы касаются не только автобусных перевозок, но и отправления групп в тот же Петербург на каникулы. Нередко ставятся трудновыполнимые условия.
— Последний раз нам сказали, что мы обязаны сообщать места питания группы и меню на каждый день, — рассказывает Наталья Тютюнник. — Но это экскурсионный тур, и в программе допустимы незначительные отклонения. Например, автобус попадает в пробку, и группу перена-правляют в другое кафе, чтобы вовремя накормить.
В общем, вопросов в организации поездок школьников немало. Частично снять эту проблему могли бы «круглые столы» со всеми задействованными в сфере сторонами.

О каком развитии туризма речь, если дети из Северодвинска иной раз не могут выехать в Архангельск на шашечный турнир? Просто никуда не пускать — не решение проблемы. Нужно придерживаться требований закона, но не перегибать палку.

Comments are closed.

« »