MENU

Фото автора Фото автора

10.04.2017 • Общество, Политика

Не заблудиться бы во льдах

Так, по крайней мере, выглядит ситуация со слов первого заместителя председателя комитета Госдумы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Валентины Пивненко. Именно она на дискуссионной площадке «Механизмы социально-экономического развития Арктического макрорегиона», прошедшей в рамках Международного форума «Арктика — территория диалога» в Архангельске, заострила внимание на связи экономики северного региона с человеческим ресурсом

Пока что присутствие человека на высоких широтах программа соцэкономразвития не предусматривает

Люди уезжают
Например, Валентина Николаевна заметила, что Минэкономразвития представило документ, которым в ближайшее время следует руководствоваться в освоении высоких широт, и называется он «Стратегия развития Арктики».
— На заседании комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассматривали «Стратегию» и… были огорчены! — сообщила зампред. — Огорчены тем, что он представляет собой лишь абстрактный набор пожеланий. А самой сути, которая помогла бы развитию Арктики, мы не увидели. А нужно обратить внимание на многие позиции! Не раз сегодня прозвучало, что без человека не будет региона. И это так. Сегодня практически все арктические регионы дотационные и никак не привлекательны для молодёжи. То есть оставаться молодым специалистам в труднодоступных местностях на непростых предприятиях, особенно в социальной сфере, необходимости нет. Критерием возможности семьям обеспечивать себя и видеть перспективу является размер минимальной заработной платы. А она установлена единая для всех мест Российской Федерации — 7 500 рублей. При этом уровень прожиточного минимума в разных областях свой.
Раньше на местах людей закреплял северный коэффициент, но сегодня и с северными надбавками не всё понятно. Ходит мнение, что этот вопрос вообще нужно отдать на регионализацию. Это значит, что сам регион будет, учитывая свои природно-климатические условия, назначать нижнюю планку зарплаты. Но откуда в северных регионах на это деньги?
Вот почему жизненно необходимо решить этот вопрос для сохранения потенциала Арктического региона. Особенно сейчас, когда цифры говорят о том, что с Cевера люди уезжают.
И цифры — пугают.

Театр абсурда
Вообще Арктика оказалась для нас территорией бескрайних противоречий, если не сказать абсурда. Все понимают, что в полярных недрах кроются гигантские сырьевые запасы, но, чтобы их извлечь, требуются колоссальные инвестиции. Только сейчас приходит осознание, что высокие широты — зона очень дорогих проектов, а это должно предполагать ответственность в расчёте их финансовой эффективности. И уж никак в такую политику не вписываются случаи необдуманного разбазаривания средств. Например, на Кольском полуострове в радиусе 150 километров действуют два аэропорта. А в Мурманской области горнодобывающая фирма принялась строить себе железную дорогу, несмотря на то что рядом уже есть подобный объект инфраструктуры. Правда, принадлежит конкуренту, а договориться   не смогли…
И о совершенно удивительном случае поведал Карен Степаньян, первый заместитель генерального директора ПАО «Совфрахт» — компании, которая
является крупным речным и морским перевозчиком в Арктике, и он не понаслышке знает, как непросто осуществлять грузооборот в этом регионе. Тем более сего-дня, когда атомных ледоколов для этого недостаточно…
— На сегодня в строю четыре атомных ледокола, два из которых будут списаны в ближайшие пять лет, — сообщил печальный факт Карен Альбертович. — Также на Севморпути заняты около 12 дизельных ледоколов. На конец навигации этого года флот должен начать обслуживать завод «Сабетта», обеспечить перевозку ископаемых, добываемых в Обской губе и на Диксоне. Кроме того, стартует разведывательное бурение в районе Хатанги и другие проекты. Могу заявить, что в этом году флот не справился с обеспечением потребностей государства и частного бизнеса в Арктике.
Вот пример: в нынешнюю навигацию возникла необходимость в срочной доставке груза, а атомных ледоколов не оказалось. Судовладельца всё-таки уговорили отправить суда. В итоге — два ледокола вмёрзли в районе порта доставки груза. Получилось, что вроде государева задача выполнена и грузы доставлены, а судовладелец и Росморпорт вынуждены были решать проблему самостоятельно. Сегодня строительство атомных ледоколов очень важно для обеспечения задач Минобороны России и газодобычи. А пока вмёрзшие суда — ответ реальности планам по освоению Арктики.

Дан заказ ему на Север
Такие вопиющие случаи ещё раз подтверждают: Арктика сего-дня напоминает зону натурального хозяйства. Нет общего планирования, нет координации прилагаемых усилий, баланса сил. Но этот момент никогда не наступит, по мнению собравшихся, пока координацией не займутся на самом высоком уровне.
Всеми проектами в Арктике должен управлять один заказчик, и это должно быть государство, уверен Дмитрий Артюхов, заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Государство должно определить чёткую и понятную стратегию развития региона, и пример Ямала лучшее тому подтверждение.
У региона в наши дни второе рождение: за счёт главных проектов по добыче углеводородов («Ямал СПГ» и «Бованенково») бюджет территории идёт на триллионы. Однако если учесть уровень инвестиций, а это 1,1 трлн рублей, и изначальный интерес государства к Ямалу, то нетрудно догадаться: все проекты на полуострове запускаются в срок (в этом году намечен запуск «Сабетты», завода по сжижению природного газа) и, безусловно, эффективны.
Да, хотелось бы, чтобы на территорию российской Арктической зоны зашёл крупный инвестор. Но пока для него в суровых условиях Крайнего Севера нет тёплых экономических условий.
И начинать надо с государства, которое увидит в Арктике человека, создав баланс трудовых ресурсов и производимой продукции.
Чтобы противоречие стало экономикой, а не оставалось абсурдом.

Тимо Раутайоки, президент и генеральный директор торгово-промышленной палаты провинции Лапландия (Финляндия): «У нас туристический поток из Китая, Японии и Кореи в Арктику возрос на 40%. Это направление и надо развивать! Политическое напряжение в мире будет возрастать, но Финляндия будет наращивать приграничное сотрудничество с Россией. В одиночку работать в Арктике всё сложнее».

Comments are closed.

« »