MENU
Никита Зубов и его наставник Николай Трофимов. Фото Олега Перова Никита Зубов и его наставник Николай Трофимов. Фото Олега Перова

30.03.2017 • Судостроение

Вдохнуть в корабль жизнь

Сотни людей трудятся над созданием корабля: режут, гнут, варят металл, собирают секции и конструкции, насыщают отсеки оборудованием — одним словом, строят

Газорезчики, сборщики, сварщики, трубопроводчики, электромонтажники, изолировщики, маляры материализуют мысли и идеи конструкторов, инженеров. И вот он почти готов, но пока не живой, его механизмы спят, приборы на нуле. Тогда к делу приступают наладчики систем теплотехнического контроля и автоматического регулирования спецустановок. Это длинное официальное название в народно-заводском обиходе заменили на ёмкое «батарейки» — придут, и всё заработает. Они проверят тысячи приборов, прозвонят километры электроцепей, чтобы обеспечить запуск механизмов в работу.
Николай Трофимов наладчиком в цехе 42 трудится более 35 лет. Налаживал оборудование «Гранитов», работал на «Дмитрии Донском», на экспортной лодке, сейчас обслуживает «княжескую» серию. Он звеньевой в своей бригаде, помощник бригадира, а ещё наставник молодёжи. У него невероятно добрая улыбка и мягкий голос. Хороший, наверно, наставник. Молодому рядом не страшно, не то что в школе у доски.
— Конечно, хороший! — поддерживает Никита Зубов, его ученик. — А ещё очень опытный, знающий, на любой вопрос ответит.
— Да что вы, — смущается Николай Михайлович. — У нас в коллективе все такие. Считаю, что без хорошего, весёлого характера не только работать, но и жить нельзя. Ну и без знаний в нашем деле не получится.
Мы ж какую ответственность несём!
Ответственность действительно высока: ошибка может стоить не           просто сгоревшего дорогостоящего прибора, но обернуться аварией. Высока и ценность знаний, наладчику необходима хорошая теоретическая база. Некомпетентные и те, кто не стремится вникнуть глубже, знать больше, здесь не то чтобы не приживаются, а просто не справятся с работой.
Никита Зубов пришёл в наладчики, окончив технический колледж. В учениках ходил полгода. Собственно, и другим профессиям также по полгода учат.
— Нужно глубоко знать механику, электротехнику, — говорит Никита. — Системы, которые я налаживаю, всегда разные, у нас нет узкой специализации, нам нужно знать о заказе всё, от и до.
От и до — это здоровенные талмуды с документацией, инструкциями. Чтобы представить это, вспомните хотя бы инструкцию к обычному пылесосу — та ещё книженция. А тут и разных приборов тысячи, и все они гораздо сложнее. В общем, надо любить читать и уметь это делать.
— Мы слушаем лекции, ездим в обучающие командировки, — говорит Николай Трофимов. — Техника становится сложнее, должны и мы вместе с ней «усложняться».
Сейчас бригада Николая Трофимова и Никиты Зубова активно трудится в эллинге-2 ССП, работы очень много. Но основная нагрузка её ждёт после вывода корабля из цеха. Наладчикам предстоит проконтролировать правильность и точность работы приборов и механизмов, отрегулировать те, что не соответствуют заявленным параметрам, подготовить тем самым лодку к следующему этапу — швартовным испытаниям. Наладчики обязательно входят в состав сдаточной команды, идут в море на испытания. Но главная цель, конечно, всё сделать на берегу.
— У нас шутят, — говорит Николай Михайлович, — если наладчик в море бездельничал, значит, испытания прошли успешно!
Бездельничать в море удаётся далеко не всегда, на то они и испытания. Николай Трофимов вспоминает ситуации, когда приходилось брать с собой почти сотню запасных приборов и заменять их прямо «в полевых условиях».
— Профессию наладчика можно было бы назвать элитной, — размышляет Николай Трофимов. — Мы приходим на корабль одними из послед-них, когда в отсеках и трюмах уже чистота и порядок. Так что работа у нас не пыльная, в смысле чистая. Но лично я люблю своё дело за романтику. Думаю, у нас все в душе немножечко романтики. Мы приходим на заказ, чтобы вдохнуть в него жизнь.
Ольга СОБЕРГ

Comments are closed.

« »