Один корабль на троих

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/01/1194_d1087.jpg

Братья Ждановы видятся на Севмаше каждый день, вместе решают производственные вопросы, живут общими интересами и заботами. И не только потому, что работают в отделе испытаний и сдачи заказов ССП. У них один корабль на троих. И они в одной команде испытателей: руководит ею Олег Юрьевич, он ведущий сдаточный механик строящейся подлодки; Николай Юрьевич и Роман Юрьевич — сменные механики.

Знать технику назубок
Корабль ещё на стапеле, а команда механиков уже изучает технику. Ведь ей предстоит выводить подлодку в море, брать с ней первую глубину погружения, развивать полный ход. Программа испытаний предстоит большая и сложная.
— Материальная часть — основа корабля, и знать её надо назубок, чтобы грамотно, безаварийно и в установленные сроки провести все испытания, а в конечном итоге передать опыт и знания экипажу, — говорит Олег Юрьевич. — Сейчас мы занимаемся проработкой документации, которая приходит от проектанта, рассчитываем, какие нужны ресурсы, среды, сколько необходимо времени, чтобы подготовить технику. Также принимаем участие в работах, которые ведут специалисты ССП, например в промывках систем. Много за последнее время поступило оборудования, ведётся его погрузка и монтаж. Наша задача — оценить, насколько удобно будет оно в эксплуатации, сможем ли мы его обслуживать, будет ли оно эффективно работать. Возникающие вопросы стараемся решить ещё при по-стройке. Важный этап — швартовные испытания на воде, когда идёт подключение и проверка всех систем и механизмов корабля, их взаимодействие.
Команда Олега Жданова находится в стадии формирования. Все специалисты — механики, операторы — с высшим техническим образованием, имеющие по здоровью допуск на работу в море. Ребята молодые: большинство уже получили знания, опыт на построенных лодках, авианосце «Викрамадитья», морской платформе «Приразломная», но есть и новички со студенческой скамьи, из других коллективов предприятия. И свою задачу Олег Юрьевич видит в том, чтобы объединить, сплотить коллектив, создать в нём комфортную рабочую обстановку и идти одной командой на общий результат.

Династия Ждановых
Основатель семейной династии — Юрий Петрович Жданов работал в проектно-конструкторском бюро, сюда же после окончания Севмашвтуза пришёл его старший сын Олег. С интересом подключился к работе над проектом строительства нефтедобывающей платформы «Приразломная». Всё складывалось удачно, но неожиданная повестка на службу в Вооружённые силы рушила все планы и вносила в жизнь сумятицу. Так тогда казалось.
— Отправили меня в Западную Лицу, в дивизию тяжёлых атомных ракетных крейсеров проекта «Акула». В море выходить не пришлось, в тяжёлые для страны 90-е годы подводные корабли в основном несли береговую службу, — вспоминает Олег Юрьевич. — Но это были самые большие в мире подлодки, сложные механизмы, системы — это впечатляло, вызывало интерес. Предлагали остаться,  однако хотелось в Северо-двинск, поскольку чувствовал себя больше инженером, чем флотским офицером.
Вернувшись на Севмаш, Олег Жданов твёрдо решил связать свою работу с подлодками. Успешно прошёл собеседование и был принят на участок № 3 цеха 55, занимавшийся испытанием заказов.
Как раз в тот период в центре внимания корабелов находилась атомная подлодка «Дмитрий Донской» проекта «Акула», которая готовилась к испытаниям после ремонта и модернизации. В эту масштабную работу включился и Олег Жданов. За пультом оператора он первый раз вышел в море.
Через несколько лет, также окончив Севмашвтуз, на участке испытаний стали работать Николай и Роман. Влияние Олега, конечно, сказалось, не без этого.
Первое крещение морем младшие Ждановы получили на дизельных подлодках, которые Севмаш построил на экспорт. Затем осваивали танкер-химовоз. Все трое работали на кораблях проекта «Борей».
— Когда родные братья рядом, как это воспринимается в коллективе?
— Думаю, нормально. Как старший брат, изо всех сил продолжаю воспитывать их, — полушутя-полусерьёзно говорит Олег Юрьевич. — Требования в коллективе ко всем одинаковые, Ждановым — никаких поблажек ни в чём. С них спрос даже строже, и в этом смысле им, может, меньше повезло. Но у них всё получается, и это радует.

Выход в море
Долгие годы профессия испытателя кораблей была в тени. Остаётся таковой она и сегодня. И никто не расскажет журналисту об особенностях новой техники, её предназначении. Да и не надо. Когда задумывался материал, хотелось показать эту профессию через личные ощущения людей.
Поэтому интересуюсь у Олега Юрьевича:
— Каким было первое восприятие моря и корабля. Волновались?
— Перед выходом в море корабль полностью проверяется на берегу — работа всех систем, механизмов. Каждый оператор, механик знает свои функциональные обязанности, прошёл длительную подготовку, сдал зачёты, экзамены. И за пультами управления системами все держатся уверенно. Волнение, конечно, есть, прежде всего за технику, чтобы не подвела. А вообще, когда корабль в море, чувствуешь его силу и мощь, познаёшь его характер — это непередаваемо.
— Подлодку в море выводит сдаточная команда: личный состав экипажа и гражданские специалисты. А кто главный на корабле? — вопрос Николаю Юрьевичу.
— Главный в море всегда командир, ну а ответственный сдатчик и сдаточный механик — его первые помощники. Командир отдаёт команды, мы их выполняем, помогаем ему. Конечно, самый напряжённый — первый выход в море.
— В профессии испытателя кораблей больше прагматизма или романтики? — интересуюсь у Романа Юрьевича.
— Прагматизм превалирует, поскольку испытывать корабли — очень ответственное дело. И в то же время интересное. Знаете, как мальчишки с детского сада, со школы тянутся к машинам, хочется самим порулить, так и здесь. Что касается романтики, думаю, что она присутствует. Судите сами: подлодка выходит в море — город, завод остались далеко за кормой, впереди бескрайнее море, неизведанное и неизвестное. Корабль идёт, такой большой, умный. И всё работает! Это кульминационный момент строительства сложнейшей подводной техники. В такие моменты испытываешь гордость за Севмаш, за свой коллектив, за нашу страну!

Поможем, научим
Новому кораблю всё это ещё предстоит. А пока идёт его строительство. Коллектив ведущего сдаточного механика Олега Жданова готовится к серьёзной работе, в которой можно познать подлодку, почувствовать её отдачу, себя проявить.
— Требования очень высокие к тем, кто отвечает за технику. Знания, опыт, полученные на предыдущих заказах, Олег Юрьевич плодотворно внедряет здесь. Команда у него подбирается грамотная, мобильная, — говорит начальник отдела испытаний и сдачи заказов ССП Андрей Макаров. — Для обеспечения сдаточной программы у нас есть потребность в кадрах на должности операторов главной энергетической установки, общекорабельных систем, вооружения. Над вопросом открытия вакансий сейчас работают отделы труда ССП и предприятия. Так что при появлении новых рабочих мест готовы принять молодых ребят, имеющих специальности по кораблестроению и судовым энергетическим установкам. Работа у нас очень интересная, научим, поможем. А вдруг она окажется именно вашей?
…Есть такая профессия — испытатели кораблей. И те, кто ступил на эту стезю, назад не отступают. Братья Ждановы это точно знают. Ведь море и корабли стали центром их притяжения,  частью жизни.
Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей