Звание для героя

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/01/1096_d1087.jpg

Северодвинский пенсионер, бывший депутат Верховного Совета РСФСР в 1990—1993 гг. Альберт Николаевич Буторин известен своей активной жизненной позицией, отстаиванием справедливости. Но делает это порой весьма оригинальным способом, порой излишние эмоционален, отчего вполне разумные начинания нивелируются.

Пенсионер через суд пытался заставить мэрию ходатайствовать о присвоении государственной награды командиру подлодки

Пусть выдвинет мэр!
Очередной иск Буторин предъявил мэру Северодвинска Михаилу Гмырину. Он касается крайне важной не только для Буторина темы — подвига командира тяжёлого атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения
ТК-17 «Архангельск» капитана I ранга Игоря Гришкова (на фото), который 27 сентября 1991 года предотвратил ядерный взрыв в акватории Белого моря, когда во время учебного пуска взорвалась и сгорела ракета.
К этой истории Альберт Николаевич имел непосредственное отношение. Тогда, будучи членом Верховного Совета РСФСР, он входил в состав правительственной комиссии, обследовавшей крейсер после ЧП. Уже в те дни Буторин предложил присвоить Гришкову звание Героя за спасение нашего города. Но что-то не сложилось на высшем уровне, потом и СССР канул в лету.
Однако Альберт Николаевич не оставлял этой идеи и последующие четверть века. В частности, он настаивал, чтобы администрация Северодвинска приняла в решении данного вопроса деятельное участие.
18 сентября 2015 года, как пишет Альберт Николаевич в исковом заявлении, он «направил мэру города Северодвинска письмо, где просил прекратить волокиту с оформлением представления капитана I ранга Игоря Гришкова к званию Героя России». Однако, по словам Буторина, «мэр не удосужился выдать официальный ответ по существу обращения и не трепыхнулся с оформлением необходимого представления».
Альберт Николаевич выдвинул такие исковые требования: «обязать администрацию спасённого города немедленно приступить к выдвижению Гришкова на заслуженное звание Героя России», а также… компенсировать самому истцу моральный вред за «труды, время, здоровье, потраченные на борьбу с руководством города, которое так неблагодарно отнеслось к нашему спасителю».

У военных свой порядок
Ходатайство о награждении государственной наградой подаётся по месту основной работы представляемого к награждению коллективами предприятий, учреждений, организаций, а также государственным органом и органом местного самоуправления — по месту осуществления индивидуальной трудовой либо общественной деятельности. Кандидатура для награждения рассматривается на общем собрании коллектива организации, её совета или собранием участников (акционеров и др.). Решение собрания коллектива оформляется протоколом, о чём делается запись в наградном листе.
В случае отсутствия у лица, представляемого к государственной награде, основного места работы (в том числе и находящегося на пенсии) ходатайства о награждении готовятся в коллективах соответствующих общественных организаций (ветеранских, творческих союзов, религиозных объединений и др.). Оформление наградных листов производится по месту их общественной работы по решению общего собрания членов соответствующей организации либо её совета (правления, президиума).
Для военнослужащих же, а Гришков совершил подвиг в период прохождения военной службы, утверждена специальная форма наградного листа для представления к государственным наградам Российской Федерации. Она заполняется по документам персонального учёта личного состава воинской части, государственного органа или организации, где проходит службу представляемый к награждению (учётно-послужные карточки, личные дела), по результатам рассмотрения кандидатуры на заседании постоянно действующей аттестационной комиссии, офицерского собрания, собрания коллектива государственного органа (его подразделения) или организации, профсоюзном собрании, подавших ходатайство о награждении, о чём делается запись в наградном листе.
Затем наградной лист подписывается непосредственным начальником государственного органа (его подразделения) или организации, в которой проходит служба лица, представляемого к награждению, и при необходимости старшими начальниками по подчинённости. Результаты рассмотрения коллективом, подавшим ходатайство о награждении представленной кандидатуры, оформляются протоколом, номер и дата которого заносятся в наградной лист.

Есть два обращения
Получается, что мэр города не имеет никаких полномочий для оформления ходатайства о награждении Гришкова государственной наградой, поскольку не является лицом, указанным в форме наградного листа для военнослужащих. К тому же Гришков не живёт в Северодвинске, не занимается здесь общественной деятельностью.
Более того, в противовес заявлению Буторина о «безответности» мэра выяснилось, что истцу дважды — 13 и 23 октября 2015 года — из администрации Северодвинска направляли разъяснения по вопросам награждения Гришкова. В ходе судебных заседаний соответствующие документы были представлены.
Кстати, Буторин был не единственным человеком, озабоченным вопросом присвоения Гришкову звания. Ещё в 2014 году и к мэру города, и к губернатору Архангельской области обращалась группа ветеранов-подводников с аналогичным ходатайством. И оно нашло отклик — Михаил Гмырин направил 25 сентября 2014 года в адрес главнокомандующего Военно-морским флотом Российской Федерации и 4 декабря в адрес президента Ассоциации организаций ветеранов ВМФ и подводников просьбы о рассмотрении вопроса об обращении с ходатайством о награждении Гришкова званием Героя России.
Всё, что могла сделать администрация города, она сделала. И подвиг отважного капитана ценит. Но каким-либо другим образом повлиять на положительное решение вопроса с Гришковым в силу закона вряд ли возможно. Бездействия мэра города не усмотрел и суд, который отказал Буторину в удовлетворении иска.
Думаю, мало кто сомневается, что Гришков заслуживает звание Героя России. Вообще героев, которых так и не нашла награда, в России наберётся немало. Кого-то уже и в живых нет. Такую несправедливость, конечно же, нельзя хоронить под сукном. Но действовать всегда надо, основываясь на законе.

***

27 сентября 1991 года командир тяжёлого атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения ТК-17 «Архангельск» капитан I ранга Игорь Гришков предотвратил в Белом море трагедию, соизмеримую с гибелью атомной подводной лодки «Курск» или масштабами чернобыльской аварии. Благодаря смелым и решительным действиям Гришкова пожар от загоревшейся учебной ракеты был ликвидирован, крейсер и экипаж сохранены, а Беломорье спасено от катастрофы.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей