К2. Коэффициент преткновения

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/10/868_d1086.jpg

Несколько месяцев назад мэрия поделилась с бизнес-сообществом планами по увеличению коэффициента регулирующего воздействия, применяемого при расчётах по единому налогу на вменённый доход. Всего их два. Первый — федеральный, он ежегодно повышается на величину инфляции. Второй — муниципальный, который не изменялся с 2010 года.

Предприниматели и администрация города разошлись во взглядах на изменения в ЕНВД

 

Продлёнка для налога

Причина, по которой администрация решила воспользоваться своим правом на нововведение, проста: Министерство финансов РФ продлило срок жизни ЕНВД. Если раньше «вменёнка» должна была действовать до 1 января 2018 года, то теперь она просуществует до 2021 года.

При старом сценарии из-за одного оставшегося года действия налога не имело  смысла менять правила игры. Теперь же, когда добавили четыре года, а ситуация в экономике далека от идеальной, всё изменилось. Дело в том, что часть ЕНВД перечисляется в городской бюджет, расходы которого на дороги, ЖКХ, образование, культуру и другие нужды постоянно увеличиваются. И дело здесь не в наполеоновских планах, а в элементарном росте цен на всё и для всех.

 

Изменить нельзя оставить

Иными словами, администрация изыскивает новые источники дохода, чтобы не допустить большого разрыва между доходами и расходами, не брать кредитов под непомерные проценты, после которых финансовая пропасть.

Новость о возможном увеличении К2 вызвала в бизнес-среде немалый ажиотаж. Основной аргумент против увеличения: расходы, в связи с разного рода изменениями, растут каждый год, 2017-й исключением не будет, и новое бремя может привести или к закрытию бизнеса, или вынудит перейти с «вменёнки» на «упрощёнку». В итоге немалая часть платежей из муниципального бюджета перекочует в региональный. Другая часть предпринимателей, менее радикально настроенных, согласна на увеличение К2, но при условии, что власть сделает абсолютно прозрачным расходование собранных средств.

Позиция администрации не изменилась: увеличение издержек бизнеса бесспорно, но ситуация такова, что иного варианта, кроме как найти разумный компромисс, нет. Давайте договариваться. Но по-деловому, без эмоций и голословных обвинений.

 

К общему знаменателю

Это ещё раз подтвердил начальник финансового управления администрации Северодвинска Александр Дураков:

— Единый налог на вменённый доход — это калька с французского опыта, которая прижилась в России. В первую очередь потому, что предприниматели платят гораздо меньше, чем по другим системам налогообложения и тем самым имеют возможность вкладывать сэкономленные средства в развитие бизнеса.

Это предложение ни в коей мере не является попыткой загнать бизнес в угол. В течение всего лета наши специалисты работали над этим вопросом, выполняли расчёты, анализировали полученную статистическую и прочую информацию. И вот к чему мы пришли.

Во-первых, по сравнению с остальными муниципалитетами области и близлежащими субъектами России в Северодвинске коэффициент К2 по ряду направлений ниже от двух до восьми раз.

Во-вторых, калькуляция показала, что увеличение платежа никак не может иметь фатальных последствий для предпринимателей.

Например, предприниматель занимается ремонтом обуви. Сегодня ЕНВД для него в месяц равен 51 рублю. Согласитесь, сумма скромная, одна поездка туда и обратно на автобусе. Мы предлагаем поднять сумму в десять раз. Да, на слух это значительное увеличение, но нужно смотреть на абсолютные цифры. Если перевести на зарплату, то это доход в 6 000 рублей. Такая сумма не вписывается ни в один норматив, это не МРОТ, не прожиточный минимум, это та минимальная сумма, которую человек зарабатывает. Минимальная, но не исчерпывающая. Предлагая увеличить К2, мы, образно говоря, не залезаем к нему в карман по локоть и не выгребаем дочиста.

В-третьих, предложение об увеличении коэффициента базируется ещё и на том, что бытовые услуги, общественное питание, розничная торговля не потеряли в объёмах оказания услуг. Вернёмся к ремонту обуви. Если раньше люди предпочитали покупать новые сапоги или туфли, то сегодня, учитывая современные экономические факторы, они идут в мастерскую, чтобы продлить срок носки обуви. Поэтому говорить о том, что увеличением К2 мы убьём бытовку, не совсем правильно.

Если посмотреть на торговлю, приносящую в общих поступлениях больше 80%, то надо понимать, что мы говорим о продуктах, одежде, бытовой технике. На «вменёнке» находятся магазины общей площадью до 150 квадратных метров.

Рассчитаем по площади в 140 «квадратов»: сегодня ежемесячный платёж составляет 13 тысяч рублей. Мы предлагаем его повысить до 15 тысяч. При этом видим, что после уплаты всего и вся: коммунальных услуг, взносов в Пенсионный фонд и так далее — у предпринимателя остаётся минимум 150 тыс. рублей в месяц. На фоне этой суммы 2 000 рублей никак не смогут обрушить бизнес.

Ещё один фактор, который мы учитывали при разработке своего предложения и который нужно принимать во внимание в развернувшейся дискуссии, — это монопрофильный характер производства Северодвинска с довольно высокими, стабильно выплачиваемыми зарплатами на заводах. Если в средней полосе при большем, чем у нас К2, средняя зарплата составляет от 13 тыс. руб., то у нас показатель приближается к 50 тыс. Работники заводов свои деньги тратят и будут тратить здесь, в Северодвинске. Покупателей и потребителей услуг меньше не станет.

Мы выступаем за разумный баланс, готовы сколько нужно раз предоставлять все цифры и расчёты совету по предпринимательству, депутатам городского Совета и другим структурам.

Что касается желания бизнеса видеть, на что именно будут потрачены суммы по увеличенному коэффициенту, то оно понятно, но на практике неосуществимо. Все поступления в бюджет складываются в единый «пирог», который затем делится по всем сферам городской жизни.

С нашей стороны подход будет дифференцированным. Не исключено, что для каких-то видов бизнеса, наоборот, будет сделано послабление. Ожидаемый эффект от увеличения К2 — дополнительные 15 млн рублей в год.

Предприниматели такие же горожане, как и все мы.  Все хотят, чтобы Северодвинск был уютным и комфортным городом. На всё это нужны деньги. И взять их, кроме как из бюджета, по большому счёту, негде. Мы готовы сделать больший акцент на некоторых направлениях, например на благоустройстве.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Мэр города Михаил Гмырин на встрече с журналистами ответил на вопрос о коэффициенте К2:

— Мы настроены принять взвешенное решение и готовы к диалогу. Приглашаем предпринимателей на реальных цифрах показать, как отразится коэффициент на бизнесе. Конечно, если будет доказан его отрицательный эффект, мы не будем торопиться с принятием, но пока, по нашим расчётам, увеличение будет вполне посильным.

Мы планируем собираться с предпринимателями в рамках рабочей группы и прорабатывать этот вопрос. Пока решение ещё не принято и даже не отправлено на обсуждение депутатам городского Совета, которые в итоге и должны будут проголосовать за или против.

 

ЯЗЫКОМ ЦИФР

В Северодвинске по системе единого налога на вменённый доход работают 2 392 налогоплательщика.

Из них 414 — это юридические лица, 1 978 — индивидуальные предприниматели.

Ежегодный доход городского бюджета по этому платежу сейчас составляет порядка 180 млн рублей.

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей