Несколько месяцев назад мэрия поделилась с бизнес-сообществом планами по увеличению коэффициента регулирующего воздействия, применяемого при расчётах по единому налогу на вменённый доход. Всего их два. Первый — федеральный, он ежегодно повышается на величину инфляции. Второй — муниципальный, который не изменялся с 2010 года.
Предприниматели и администрация города разошлись во взглядах на изменения в ЕНВД
Продлёнка для налога
Причина, по которой администрация решила воспользоваться своим правом на нововведение, проста: Министерство финансов РФ продлило срок жизни ЕНВД. Если раньше «вменёнка» должна была действовать до 1 января 2018 года, то теперь она просуществует до 2021 года.
При старом сценарии из-за одного оставшегося года действия налога не имело смысла менять правила игры. Теперь же, когда добавили четыре года, а ситуация в экономике далека от идеальной, всё изменилось. Дело в том, что часть ЕНВД перечисляется в городской бюджет, расходы которого на дороги, ЖКХ, образование, культуру и другие нужды постоянно увеличиваются. И дело здесь не в наполеоновских планах, а в элементарном росте цен на всё и для всех.
Изменить нельзя оставить
Иными словами, администрация изыскивает новые источники дохода, чтобы не допустить большого разрыва между доходами и расходами, не брать кредитов под непомерные проценты, после которых финансовая пропасть.
Новость о возможном увеличении К2 вызвала в бизнес-среде немалый ажиотаж. Основной аргумент против увеличения: расходы, в связи с разного рода изменениями, растут каждый год, 2017-й исключением не будет, и новое бремя может привести или к закрытию бизнеса, или вынудит перейти с «вменёнки» на «упрощёнку». В итоге немалая часть платежей из муниципального бюджета перекочует в региональный. Другая часть предпринимателей, менее радикально настроенных, согласна на увеличение К2, но при условии, что власть сделает абсолютно прозрачным расходование собранных средств.
Позиция администрации не изменилась: увеличение издержек бизнеса бесспорно, но ситуация такова, что иного варианта, кроме как найти разумный компромисс, нет. Давайте договариваться. Но по-деловому, без эмоций и голословных обвинений.
К общему знаменателю
Это ещё раз подтвердил начальник финансового управления администрации Северодвинска Александр Дураков:
— Единый налог на вменённый доход — это калька с французского опыта, которая прижилась в России. В первую очередь потому, что предприниматели платят гораздо меньше, чем по другим системам налогообложения и тем самым имеют возможность вкладывать сэкономленные средства в развитие бизнеса.
Это предложение ни в коей мере не является попыткой загнать бизнес в угол. В течение всего лета наши специалисты работали над этим вопросом, выполняли расчёты, анализировали полученную статистическую и прочую информацию. И вот к чему мы пришли.
Во-первых, по сравнению с остальными муниципалитетами области и близлежащими субъектами России в Северодвинске коэффициент К2 по ряду направлений ниже от двух до восьми раз.
Во-вторых, калькуляция показала, что увеличение платежа никак не может иметь фатальных последствий для предпринимателей.
Например, предприниматель занимается ремонтом обуви. Сегодня ЕНВД для него в месяц равен 51 рублю. Согласитесь, сумма скромная, одна поездка туда и обратно на автобусе. Мы предлагаем поднять сумму в десять раз. Да, на слух это значительное увеличение, но нужно смотреть на абсолютные цифры. Если перевести на зарплату, то это доход в 6 000 рублей. Такая сумма не вписывается ни в один норматив, это не МРОТ, не прожиточный минимум, это та минимальная сумма, которую человек зарабатывает. Минимальная, но не исчерпывающая. Предлагая увеличить К2, мы, образно говоря, не залезаем к нему в карман по локоть и не выгребаем дочиста.
В-третьих, предложение об увеличении коэффициента базируется ещё и на том, что бытовые услуги, общественное питание, розничная торговля не потеряли в объёмах оказания услуг. Вернёмся к ремонту обуви. Если раньше люди предпочитали покупать новые сапоги или туфли, то сегодня, учитывая современные экономические факторы, они идут в мастерскую, чтобы продлить срок носки обуви. Поэтому говорить о том, что увеличением К2 мы убьём бытовку, не совсем правильно.
Если посмотреть на торговлю, приносящую в общих поступлениях больше 80%, то надо понимать, что мы говорим о продуктах, одежде, бытовой технике. На «вменёнке» находятся магазины общей площадью до 150 квадратных метров.
Рассчитаем по площади в 140 «квадратов»: сегодня ежемесячный платёж составляет 13 тысяч рублей. Мы предлагаем его повысить до 15 тысяч. При этом видим, что после уплаты всего и вся: коммунальных услуг, взносов в Пенсионный фонд и так далее — у предпринимателя остаётся минимум 150 тыс. рублей в месяц. На фоне этой суммы 2 000 рублей никак не смогут обрушить бизнес.
Ещё один фактор, который мы учитывали при разработке своего предложения и который нужно принимать во внимание в развернувшейся дискуссии, — это монопрофильный характер производства Северодвинска с довольно высокими, стабильно выплачиваемыми зарплатами на заводах. Если в средней полосе при большем, чем у нас К2, средняя зарплата составляет от 13 тыс. руб., то у нас показатель приближается к 50 тыс. Работники заводов свои деньги тратят и будут тратить здесь, в Северодвинске. Покупателей и потребителей услуг меньше не станет.
Мы выступаем за разумный баланс, готовы сколько нужно раз предоставлять все цифры и расчёты совету по предпринимательству, депутатам городского Совета и другим структурам.
Что касается желания бизнеса видеть, на что именно будут потрачены суммы по увеличенному коэффициенту, то оно понятно, но на практике неосуществимо. Все поступления в бюджет складываются в единый «пирог», который затем делится по всем сферам городской жизни.
С нашей стороны подход будет дифференцированным. Не исключено, что для каких-то видов бизнеса, наоборот, будет сделано послабление. Ожидаемый эффект от увеличения К2 — дополнительные 15 млн рублей в год.
Предприниматели такие же горожане, как и все мы. Все хотят, чтобы Северодвинск был уютным и комфортным городом. На всё это нужны деньги. И взять их, кроме как из бюджета, по большому счёту, негде. Мы готовы сделать больший акцент на некоторых направлениях, например на благоустройстве.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Мэр города Михаил Гмырин на встрече с журналистами ответил на вопрос о коэффициенте К2:
— Мы настроены принять взвешенное решение и готовы к диалогу. Приглашаем предпринимателей на реальных цифрах показать, как отразится коэффициент на бизнесе. Конечно, если будет доказан его отрицательный эффект, мы не будем торопиться с принятием, но пока, по нашим расчётам, увеличение будет вполне посильным.
Мы планируем собираться с предпринимателями в рамках рабочей группы и прорабатывать этот вопрос. Пока решение ещё не принято и даже не отправлено на обсуждение депутатам городского Совета, которые в итоге и должны будут проголосовать за или против.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
В Северодвинске по системе единого налога на вменённый доход работают 2 392 налогоплательщика.
Из них 414 — это юридические лица, 1 978 — индивидуальные предприниматели.
Ежегодный доход городского бюджета по этому платежу сейчас составляет порядка 180 млн рублей.