Фонарь из 40-х

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/08/940_d1085.jpg

— Наконец-то мои фонари увидят свет! — не скрывает радости директор городского краеведческого музея Валентина Стурова. Накопилось. И на душе, и в фондах музея. Причём столь редких экспонатов, рассказывающих о вехах рождения города, которым позавидуют коллекционеры.

Свет на этапы рождения города проливают редкие экспонаты музея

Прототип дома В.В. Паутова.

Прототип дома В.В. Паутова.

В будке машиниста паровоза П.Е. Ползиков (справа; один из первых прибыл на стройку в 1936 году), рядом составитель поездов И.А. Дудин. 1946 г. Фото автора

В будке машиниста паровоза П.Е. Ползиков (справа; один из первых прибыл на стройку в 1936 году), рядом составитель поездов И.А. Дудин. 1946 г.
Фото автора

О чём

поведал вагон

Подобными фонарями освещали себе путь первостроители, прибывшие в Судострой в 1936 году.

— В инструкции проводника пассажирских вагонов тех лет значится слежение за исправностью работы фонарей, которые должны иметь подсвечники и запираться на спецключ, — рассказывает Валентина Ивановна.

Не зря тогда вагоны сравнивали с зимними избами: освещались они с помощью керосина, только имели вместо форточек дефлекторы. Вагонные, боковые, буферные, концевые — видов фонарей существовало бесконечное множество. Изучать их символику — целая наука.

Собраны они Валентиной Стуровой в 1986 году в экспедиции по рождению железной дороги на Судострое. Передал их начальник транспортной конторы стройки Анатолий Диваков. Среди экспонатов и раритетное табло с надписью «Архангельск — Молотовск». Удалось  разыскать и один из первых вагонов, ходивший до Исакогорки, на территории транспортной конторы стройки.

— Когда я пришла туда, как музейщик ахнула: в вагоне сохранились полки старого образца, фонари, которыми пользовались железнодорожники, клеймо вагоностроительного завода им. И.Е. Егорова (Ленинград) с надписью «1930», — вспоминает Валентина Ивановна.

Жена Анатолия Егоровича Ткаченко рассказывала, что сиденья в таких вагонах были деревянными, а верхние полки соединялись между собой, вмещая несколько человек. Идея воссоздать в экспозиции имитацию уголка этого вагона пока ждёт реализации.

 

Быстрее, комсомольцы!

Сегодня известно, что первые пассажиры железной дороги до Исакогорки не доехали: участок железнодорожного полотна провалился в болото.

Удалось найти фото железнодорожного вокзала Молотовска, возведённого в 1938 году, и встретиться с людьми, которые рассказали, что дорога строилась с двух сторон — от Исакогорки и от Судостроя. Встретились комсомольцы на расстоянии 19 км от Исакогорки: наши оказались быстрее!

Но вернёмся к фонарям. На столе Валентины Ивановны ручные сигнальные керосиновые фонари образца 1940—1950-х годов, которые выпускал Сергиевский завод. Сигнальные стёкла в них традиционных после 1936 года жёлтого и красного цветов. Керосиновые фонари использовали долго для освещения путей. А вот в вагонах первостроителей наверняка не обошлось без фонарей свечных. Информации по ним крайне мало. Известно, что свечи в них были короткие и твёрдые, вдвое больше обычных. Такими фонарями подавали сигналы, освещали перроны и сами вагоны.

Среди экспонатов музея также флюгарка для подачи цветовых сигналов стрелочника, переездной фонарь, который вешался по центру шлагбаума и опускался вместе с ним в сторону автотранспорта, сигнальная факел-свеча и устройство для взрывного звукового сигнала, требующего немедленной остановки поезда ,— петарда. Всё это — частичка истории российских железных дорог.

 

Табакерка

из Камбалицы

А этот экспонат раскрывает другую веху истории строительства города. Прежде чем возводить завод на берегу Никольского рукава Северной Двины, нужно было провести дноуглубительные работы.

С Беломорско-Балтийского канала в Судострой пришла целая флотилия земснарядов. Привёл её баржермейстер Василий Васильевич Паутов. Известен он был не только в городе: ещё во время работы на канале руку ему жал сам Иосиф Сталин. У Василия Васильевича был дом на Камбалице — точная копия этой табакерки.

— Я нашла этот дом и встретилась с женой Паутова, — рассказывает директор музея. — Она вспоминала,  как Василий Васильевич пришёл в строительное женское общежитие и спросил: «Девки, кто хочет выйти за меня замуж? Приду завтра за ответом». В комнате было человек 20. Все стали думать. И утром она решилась. Сказала: «Я пойду!».

Василий Васильевич работал до конца своих дней, был очень властным и уважаемым человеком. И очень мастеровым — в фондах музея есть мебель, сделанная его руками, и эта табакерка, на крыше которой написано «1938 год».

— На дерево тонкими полосками приклеена солома. Её разрезают, распаривают горячим утюгом и используют для картин… Многие первостроители приезжали сюда не только для того, чтобы заработать деньги. Они мечтали здесь поселиться и создать семьи — яркий пример тому Василий Паутов.

А земснаряды сыграли большую роль в  рождении нашего города — намывали территории и под строительство домов. В начале 1980-х удалось разыскать один из них,  стоящий на приколе в Лайском Доке, — «Двина». Позже одна из жительниц передала музею фотографию августа 1937 года замснаряда «Киров».

 

Тайная поездка Караваева

Есть в экспозиции, посвящённой рождению города, и резиновые сапоги. С виду ничем не примечательные. Если бы не их хозяин.

Георгий Аркадьевич Караваев, будущий министр строительства СССР, в 1937 году с группой комсомольцев прибыл на строительство нашего завода. Работал инженером, а потом начальником Гидростроя, производившего выторфовку под строительство 50-го цеха.

В 1980-х одна из северодвинских пионерок написала ему письмо и попросила рассказать о строительстве города. Это письмо опубликовали в журнале «Пионер». В гости его пригласила и молодой сотрудник музея Валентина Стурова, также письмом.

— Он растрогался и приехал сюда на выходные с женой Ниной Александровной. Никто об этом не знал: даже Косыгину, председателю Совета Министров, не сказал.

Эту встречу запечатлел снимок у здания музея на ул. Воронина. А после поездки в музей пришла огромная посылка от Георгия Аркадьевича. Он послал макет ленинского мемориального комплекса в Ульяновске, строительством которого руководил, и свои резиновые сапоги, в которых ходил по объектам Гидростроя на заводе 402.

 

 

 

Нож

Павла Монахова

О быте первостроителей рассказывают и столовые приборы бригадира плотников парасантехмонтажа Павла Мартыновича Монахова.

Этот участник гражданской войны, председатель колхоза, стахановец на строительство города прибыл из Костромской области.

Многие годы спустя в музей пришли его пожилая жена с сыном и передали металлический измерительный метр Монахова, его фляжку, табакерку, тарелку и самодельный нож с потемневшей костяной ручкой. Лезвие сточено наполовину — настолько активно им пользовались.

Уходя, сын Павла Мартыновича оставил визитку и сказал, что его зовут Валерий Павлович — в честь лётчика-испытателя Чкалова. В ней значилось: руководитель подготовки космонавтов медицинского центра в городе Долгопрудный. А родился он в нашем городе.

Вот так Северодвинск, на который возлагали большие надежды, оправдал их ещё не раз.

 

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей