Обновлённую школу № 7, где планируется размещать начальное звено с полной инклюзией, ждут многие горожане. Ведь детей с особыми потребностями у нас немало. Пока проект заморожен: ждёт попадания в федеральную программу и финансирования. Но это не значит, что работа по созданию доступной среды в школах и садах города не ведётся
К созданию доступной среды подключается всё больше садов и школ города
Различные направления инклюзивного образования у нас сегодня реализуют четыре садика и шесть школ. Школа № 21, например, имеет большой опыт в адаптации слабослышащих ребят. 19-я работает с различными группами детей по адаптивным программам и успешно занимается со слабовидящими. Аналогичное направление реализует и сад «Хрусталик», в который в этом году придёт полностью слепой ребёнок. Раньше такие дети были бы вынуждены либо находиться дома, либо отправляться в специальный интернат за пределами области. Сегодня у них появляется выбор: помогают новое оборудование и готовность персонала решать задачи, которые ставит жизнь.
— Школы сами определяют, что именно им необходимо, — рассказывает начальник управления образования Сергей Попа. — 21-я оборудует дополнительный физкультурный зал для детей с ограниченными возможностями здоровья. В 3-й школе есть дети, которые обучаются по адаптированным программам. Им нужна релаксация — комната психологической разгрузки.
Помогают в оснащении и федеральные программы. В этом году, например, участником программы «Доступная среда», по ко-торой городу выделено 2,6 млн рублей, стал сад «Радуга». Здесь занимаются с малышами с проблемами опорно-двигательного аппарата. Часть выделенных средств пойдёт на ремонт крылец, расширение дверных проёмов и оборудование санитарных комнат. Остальное предусмотрено на установку гидравлического подъёмника для бассейна, который поможет поднимать и опускать детей в воду (сейчас вручную это приходится делать медсестре-инструктору). Сад также ждёт приобретение аппаратуры в кабинет БОС, который не обновляли 15 лет, или оборудование сенсорной комнаты.
Кроме того, переходящий остаток средств — порядка 800 тысяч рублей — остался ещё с прошлого года. Они выделены для школ № 12, 22 и 25. В 12-й планируется расширить вход и оборудовать один из туалетов на первом этаже, а также обеспечить на входе дополнительный доступ для маломобильных групп. Сделать это можно разными способами — не только с помощью пандусов, но и используя помощь персонала.
И как в свете этого не вспомнить пожелание мамы первоклассницы Кати Алёшиной о подъёмнике? Об этой удивительной девочке, которая перемещается на коляске, но учится в общеобразовательном классе школы № 21, мы писали в марте. Подняться на верхние этажи для неё целая эпопея, помогают старше-классники.
— Вопрос с лифтами и подъёмниками поставлен на повестку дня. Мы должны проработать его на примере одной из школ — думаю, это будет 21-я, — продолжает Сергей Григорьевич.
Но мало здания оснастить — работать со всем этим должны уметь и педагоги. Чтобы удовлетворить потребности детей, курсы повышения квалификации в 2014 году прошли 35 педагогов, в 2015-м — 15. На 2017—2021 годы средства на обучение также предусмотрены. Хочется думать, что от создания пандусов и подъёмников не только сами школы, но и мы постепенно придём также к осознанию того, что ребята с особыми потребностями тоже имеют право быть счастливыми и расти в коллективе сверстников.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Сегодня направления инклюзивного образования в городе реализуют сады «Радуга», «Хрусталик», «Беломорочка» и «Зелёный огонёк», а также школы № 3, 12, 19, 21, 22 и 25.