Безвестные герои

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/06/2995_d1084.jpg

О вкладе узников в создание Молотовского порта и приемку караванов ленд-лиза исчерпывающе сказал северодвинский краевед Леонид Шмигельский: «А ведь все они — участники той беспощадной войны в Арктике, которая велась на маршрутах северных конвоев, и без их ежедневного подвига военные операции на море не достигли бы нужного конечного эффекта».

Воздавая почести участникам «Дервиша», не забудем и заключённых Строительства № 203

 

Не уложились в срок

О грандиозности задач, поставленных перед Строительством № 203, свидетельствует датированная 10 ноября 1941 года записка замначальника Архторгпорта — главного инженера Капустина своему руководителю о работах по возведению причалов. В ней сказано, что трудом заключённых готовятся к эксплуатации три отдельных причала общей протяжённостью 586 погонных метров. Указана и длина каждого из них: № 1 (западный) — 216 метров, № 2 (центральный) — 200 метров, № 3 (восточный) — 170 метров.

Далее следует перечень выполняемых работ:

—причал №1 — форсированным темпом проводится забивка дополнительных свай;

—причал №2 — проводится завоз и заготовка материалов, сам причал завален штабелями угля, который подлежит уборке вместе с узкоколейным железнодорожным путём;

—причал №3 — ведутся работы по уширению самого причала, прокладываются ж/д пути и сооружаются склады.

На построенных причалах планировалось установить 10 кранов, из которых один «Дерик» с грузоподъёмностью 35 тонн и девять железнодорожных (ГААО, фонд 296, опись 1, арх. № 963, л.л. 29—30).

Запланированной датой окончания работ было назначено 20 ноября того же года. Этот срок соблюсти не удалось: причал № 2 не был завершён.

 

Повышенные обязательства

«Разбор полётов» состоялся 6 декабря в обкоме партии, в присутствии уполномоченного ГКО И. Д. Папанина. И.о. начальника Строительства № 203 — главный инженер Протопопов объяснил задержку тем, что до наступления морозов не успели провести рефулирование площадки и продолжать эти работы невозможно из-за отсутствия ледокольного буксира, обеспечивающего работу землекаравана зимой.

Сказалась и нехватка рабочей силы. По словам главного инженера, на работу выходит всего 11 000 заключённых. Остальные болеют (7 000 человек), освобождаются (2 000), обслуживают лагерь (1 303) и заняты на других участках (2 000). Беда и с квалифицированными кадрами: так, плотников всего 616 заключённых и около 100 вольнонаёмных. Нужно ещё 1 600 плотников, а сваебойщиков вообще перебросили в Архангельск, на строительство Кузнечевского моста. Коснулись и проблемы с материалами: необходимо 3 000 свай длиной 19 метров, но их нет.

В то же время Протопопов заверил, что строительство причалов будет завершено к 12 декабря и порт сможет принимать одновременно 5 кораблей. Тут же была поставлена новая задача — рассчитать возможность по устройству до 20 января 1942 года новых причалов для приёма 4 кораблей.

 

Глобальная реконструкция

12 марта 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление за №-1430 сс «О мероприятиях по расширению импортно-экспортных операций в Архангельском порту». Документ положил начало масштабной перестройке портового хозяйства Молотовска, которую предстояло выполнить заключённым Строительства № 203.

Несколько месяцев отводилось на ремонт причалов № 1—3, соединение причалов № 1 и 2 перемычкой длиной 370 метров, дноуглубительные работы для приёма судов с осадкой порядка 8 метров, строительство двух крытых складов площадью 3 200 кв.м, двух навесов площадью 3 200 кв.м, грузовых площадок площадью 10 000 кв.м, прокладку автогужевых дорог протяженностью 4 километра и так далее. На эти цели для НКВД СССР по Молотовску на 1942 год предусматривались ассигнования в сумме 5 миллионов рублей.

Особого внимания заслуживает пункт 13 постановления: «Воспретить без разрешения ГКО возлагать на Архангельские лагеря НКВД СССР строительство других объектов, кроме предусмотренных настоящим постановлением и планом НКВД СССР».

 

В тисках голода

Нет слов, чтобы описать, в каких нечеловеческих условиях жили и работали заключённые. Когда смотришь на сводки и рапорты, в которых перечислены недостатки вещевого имущества и недопоставки продовольствия, мозг отказывается верить в то, что при таких лишениях вообще можно было что-то сделать.

С сентября 1941 года, как было отмечено на состоявшемся двумя месяцами позже заседании политотдела Строительства № 203 и Ягринлага, происходит все нарастающий процесс физического ослабления лагерного контингента. Хотя
уместнее было сказать об истощении людей. Так, на 1 января 1942 года группа «А» (годные к тяжёлому физическому труду) составляла 50,5% к списочному составу, на 1 февраля — 48,7%, на 1 апреля — 50,2% , на 1 июня — 58,8%, на 1 августа — 61,7% (ГААО, фонд 296, оп.1, арх. № 1187, л.90).

При этом потребность по и так скудным продовольственным нормам не покрывалась: по крупе — на 66,5%, по мясу — на 71%, по рыбе — на 51,3%, по жирам — на 43%, по овощам — на 100%.

Тёплое обмундирование имело большой процент износа, при этом нехватка по телогрейкам составляла 66,9%, по ватным шароварам — 59,7%, по буркам-валенкам — 29,9%, по полупальто — 23,2%. К тому же в августе 1941 года случился пожар на складе — сгорело много зимнего обмундирования (ГААО, фонд 1451, опись 1, арх. № 224, л.л. 32, 54—56, 59).

В итоге смертность в Ягринлаге составила за 1941 год 2 045 человек, а за 1942 год — 4 943. Всего более 8 тысяч заключенных за 3 военных года.

 

Признание великого подвига

Несмотря ни на что, в сжатые до предела сроки Молотовский порт с требуемыми характеристиками был построен и приступил к обработке грузов арктических конвоев. Под разгрузку одновременно могли встать 7 пароходов.

21 июня 1945 года секретарь Архангельского обкома ВКП(б) по кадрам написал командующему Беломорским морским оборонительным районом Северного флота вице-адмиралу Ю. А. Пантелееву:

«Выполняя исторические указания товарища Сталина, коллектив Строительства № 203 НКВД в короткий срок, как в довоенный период, так и годы ВОВ, проделал большую работу по строительству оборонных объектов на территории Архангельской области, в основном построил и сдал в эксплуатацию важнейшие цеха и сооружения завода № 402, город Молотовск, торговый порт, мост через реку Кузнечиху и три аэродрома».

Больше советская власть о заключённых не вспоминала.

***

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

Василий Корельский, служивший на ледоколе № 8:

— В январе 1942 года грузопоток переключили на Молотовский порт. Наш ледокол до весны работал там. Разгрузкой иностранных судов занимались красноармейцы и краснофлотцы. А постройку причалов вели заключённые. В тяжёлых условиях приполярной зимы эти измождённые от голода и каторжного труда люди забивали мощные сваи, окрепляли связки свай бугелями, укладывали ряжи, монтировали настил.

В те дни я стал свидетелем страшной сцены. Двое заключённых от свай причала поползли по льду к борту английского парохода, с которого юнга или кок выбросили помои. Один из охранников вскинул винтовку и застрелил этих несчастных прямо на глазах у многих, в том числе уполномоченного наркома обороны И.Д. Папанина — он находился на причале.

(В. Корельский «На моём веку». Архангельск. 1996. с.с.124—125).

 

Галина ШАВЕРИНА, руководитель северодвинского отделения общества «Совесть»

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей