О вкладе узников в создание Молотовского порта и приемку караванов ленд-лиза исчерпывающе сказал северодвинский краевед Леонид Шмигельский: «А ведь все они — участники той беспощадной войны в Арктике, которая велась на маршрутах северных конвоев, и без их ежедневного подвига военные операции на море не достигли бы нужного конечного эффекта».
Воздавая почести участникам «Дервиша», не забудем и заключённых Строительства № 203
Не уложились в срок
О грандиозности задач, поставленных перед Строительством № 203, свидетельствует датированная 10 ноября 1941 года записка замначальника Архторгпорта — главного инженера Капустина своему руководителю о работах по возведению причалов. В ней сказано, что трудом заключённых готовятся к эксплуатации три отдельных причала общей протяжённостью 586 погонных метров. Указана и длина каждого из них: № 1 (западный) — 216 метров, № 2 (центральный) — 200 метров, № 3 (восточный) — 170 метров.
Далее следует перечень выполняемых работ:
причал №1 — форсированным темпом проводится забивка дополнительных свай;
причал №2 — проводится завоз и заготовка материалов, сам причал завален штабелями угля, который подлежит уборке вместе с узкоколейным железнодорожным путём;
причал №3 — ведутся работы по уширению самого причала, прокладываются ж/д пути и сооружаются склады.
На построенных причалах планировалось установить 10 кранов, из которых один «Дерик» с грузоподъёмностью 35 тонн и девять железнодорожных (ГААО, фонд 296, опись 1, арх. № 963, л.л. 29—30).
Запланированной датой окончания работ было назначено 20 ноября того же года. Этот срок соблюсти не удалось: причал № 2 не был завершён.
Повышенные обязательства
«Разбор полётов» состоялся 6 декабря в обкоме партии, в присутствии уполномоченного ГКО И. Д. Папанина. И.о. начальника Строительства № 203 — главный инженер Протопопов объяснил задержку тем, что до наступления морозов не успели провести рефулирование площадки и продолжать эти работы невозможно из-за отсутствия ледокольного буксира, обеспечивающего работу землекаравана зимой.
Сказалась и нехватка рабочей силы. По словам главного инженера, на работу выходит всего 11 000 заключённых. Остальные болеют (7 000 человек), освобождаются (2 000), обслуживают лагерь (1 303) и заняты на других участках (2 000). Беда и с квалифицированными кадрами: так, плотников всего 616 заключённых и около 100 вольнонаёмных. Нужно ещё 1 600 плотников, а сваебойщиков вообще перебросили в Архангельск, на строительство Кузнечевского моста. Коснулись и проблемы с материалами: необходимо 3 000 свай длиной 19 метров, но их нет.
В то же время Протопопов заверил, что строительство причалов будет завершено к 12 декабря и порт сможет принимать одновременно 5 кораблей. Тут же была поставлена новая задача — рассчитать возможность по устройству до 20 января 1942 года новых причалов для приёма 4 кораблей.
Глобальная реконструкция
12 марта 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление за №-1430 сс «О мероприятиях по расширению импортно-экспортных операций в Архангельском порту». Документ положил начало масштабной перестройке портового хозяйства Молотовска, которую предстояло выполнить заключённым Строительства № 203.
Несколько месяцев отводилось на ремонт причалов № 1—3, соединение причалов № 1 и 2 перемычкой длиной 370 метров, дноуглубительные работы для приёма судов с осадкой порядка 8 метров, строительство двух крытых складов площадью 3 200 кв.м, двух навесов площадью 3 200 кв.м, грузовых площадок площадью 10 000 кв.м, прокладку автогужевых дорог протяженностью 4 километра и так далее. На эти цели для НКВД СССР по Молотовску на 1942 год предусматривались ассигнования в сумме 5 миллионов рублей.
Особого внимания заслуживает пункт 13 постановления: «Воспретить без разрешения ГКО возлагать на Архангельские лагеря НКВД СССР строительство других объектов, кроме предусмотренных настоящим постановлением и планом НКВД СССР».
В тисках голода
Нет слов, чтобы описать, в каких нечеловеческих условиях жили и работали заключённые. Когда смотришь на сводки и рапорты, в которых перечислены недостатки вещевого имущества и недопоставки продовольствия, мозг отказывается верить в то, что при таких лишениях вообще можно было что-то сделать.
С сентября 1941 года, как было отмечено на состоявшемся двумя месяцами позже заседании политотдела Строительства № 203 и Ягринлага, происходит все нарастающий процесс физического ослабления лагерного контингента. Хотя
уместнее было сказать об истощении людей. Так, на 1 января 1942 года группа «А» (годные к тяжёлому физическому труду) составляла 50,5% к списочному составу, на 1 февраля — 48,7%, на 1 апреля — 50,2% , на 1 июня — 58,8%, на 1 августа — 61,7% (ГААО, фонд 296, оп.1, арх. № 1187, л.90).
При этом потребность по и так скудным продовольственным нормам не покрывалась: по крупе — на 66,5%, по мясу — на 71%, по рыбе — на 51,3%, по жирам — на 43%, по овощам — на 100%.
Тёплое обмундирование имело большой процент износа, при этом нехватка по телогрейкам составляла 66,9%, по ватным шароварам — 59,7%, по буркам-валенкам — 29,9%, по полупальто — 23,2%. К тому же в августе 1941 года случился пожар на складе — сгорело много зимнего обмундирования (ГААО, фонд 1451, опись 1, арх. № 224, л.л. 32, 54—56, 59).
В итоге смертность в Ягринлаге составила за 1941 год 2 045 человек, а за 1942 год — 4 943. Всего более 8 тысяч заключенных за 3 военных года.
Признание великого подвига
Несмотря ни на что, в сжатые до предела сроки Молотовский порт с требуемыми характеристиками был построен и приступил к обработке грузов арктических конвоев. Под разгрузку одновременно могли встать 7 пароходов.
21 июня 1945 года секретарь Архангельского обкома ВКП(б) по кадрам написал командующему Беломорским морским оборонительным районом Северного флота вице-адмиралу Ю. А. Пантелееву:
«Выполняя исторические указания товарища Сталина, коллектив Строительства № 203 НКВД в короткий срок, как в довоенный период, так и годы ВОВ, проделал большую работу по строительству оборонных объектов на территории Архангельской области, в основном построил и сдал в эксплуатацию важнейшие цеха и сооружения завода № 402, город Молотовск, торговый порт, мост через реку Кузнечиху и три аэродрома».
Больше советская власть о заключённых не вспоминала.
***
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ
Василий Корельский, служивший на ледоколе № 8:
— В январе 1942 года грузопоток переключили на Молотовский порт. Наш ледокол до весны работал там. Разгрузкой иностранных судов занимались красноармейцы и краснофлотцы. А постройку причалов вели заключённые. В тяжёлых условиях приполярной зимы эти измождённые от голода и каторжного труда люди забивали мощные сваи, окрепляли связки свай бугелями, укладывали ряжи, монтировали настил.
В те дни я стал свидетелем страшной сцены. Двое заключённых от свай причала поползли по льду к борту английского парохода, с которого юнга или кок выбросили помои. Один из охранников вскинул винтовку и застрелил этих несчастных прямо на глазах у многих, в том числе уполномоченного наркома обороны И.Д. Папанина — он находился на причале.
(В. Корельский «На моём веку». Архангельск. 1996. с.с.124—125).
Галина ШАВЕРИНА, руководитель северодвинского отделения общества «Совесть»