О повышении финансовой грамотности населения Архангельской области на встрече с журналистами говорили заместитель управляющего отделением Северо-Западного главного управления Банка России по Архангельской области Григорий Бондаренко, заведующий сектором отдела банковского надзора Юлия Манухина и ведущий экономист сводно-экономического отдела Лариса Смирнова.
Повышение финансовой грамотности сохранит кошельки целыми
Тратить меньше, копить больше!
Без базовых финансовых знаний невозможно распоряжаться своими деньгами, избежать ошибок. Однако у большинства из нас они практически отсутствуют, поскольку финансовый рынок в России начал развиваться не так давно. Однако уже существуют и внедряются целые учебные программы ликбеза. Банк России в этом процессе принимает активное участие. Размещает материалы в СМИ, регулярно проводит семинары и лекции в школах, высших учебных заведениях.
Финансово грамотный человек постоянно ведёт учёт своих доходов и расходов, задумывается, как увеличить одни и уменьшить другие. Это необходимо. Когда человек тратит меньше, чем зарабатывает, у него есть сбережения и нет кредитов, он ориентируется на финансовом рынке, знает, где найти конкретную услугу, продукт, надёжные информационные источники. Есть у такого человека «подушка безопасности» (денежный запас) на случай непредвиденных расходов, болезни, потери работы, он знает, как защитить свои права потребителя.
Важная вещь — это индивидуальный финансовый план для конкретного человека или целой семьи. Его цель — проанализировать текущее финансовое положение и продумать, как можно увеличить доход дополнительным заработком. Нельзя забывать о таких вещах, как налоговые вычеты. Если тратишь деньги на обучение ребёнка, лечение родственников, можно подать декларацию, и часть денег вернётся.
КОНТРОЛЬ ЗА ЖЕЛАНИЯМИ
•Необходимо определиться с желаниями и приоритетами: первых обычно много, но денег на всё может не хватить.
•Важно составить график поступления и расходования денежных средств и распределить «подушку безопасности» по разным «корзинам», например держать запас денег на разных банковских картах или счетах.
О кредите надо думать
На финансовом рынке действуют банки, микрофинансовые организации, потребительские кооперативы, субъекты страхового дела, негосударственные пенсионные фонды.
Банки предоставляют услуги вкладов и кредитов. Сумма вклада — собственность вкладчика и должна предоставляться банком по первому требованию. В 2004 году появилась система страхования вкладов. Участие в ней обязательно для всех банков. Выплаты страховки происходят в двух случаях: при отзыве лицензии и при введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Размер её ограничен суммой 1 миллион 400 тысяч рублей в одном банке на одного человека.
Кредиты бывают наличными (нецелевые), в виде посткредитования (покупка товаров в магазине в кредит), на обучение, ипотеку, автокредит. При получении кредита существуют риски. Недооценка своих возможностей, размера и стабильности дохода может привести к ситуации, когда клиент не может расплатиться за кредит.
ЗАЁМ ПО ПРАВИЛАМ
•Комфортный уровень оплаты кредита — треть дохода домохозяйства.
•Избегайте спонтанных кредитов, например на телевизор, если он у вас уже есть.
•Внимательно изучите алгоритм погашения кредита. В случае поручительства человек должен понимать, что он имеет одинаковую с заёмщиком ответственность.
•Если у человека ухудшилось финансовое состояние, сразу нужно обратиться в банк и договориться о реструктуризации кредита (увеличение срока с уменьшением ежемесячного платежа, «каникулы» на погашение основного долга).
Уловки и с банкоматами
Один из популярных продуктов кредитных организаций — банковские карты, ими можно расплачиваться за товары и услуги. Они бывают двух видов: дебетовые и кредитные. Первые — средство доступа к счёту клиента, вторые — для операций за счёт средств банка с льготным беспроцентным периодом. На дебетовой карте может быть овердрафт. Это кредит при отсутствии средств на счёте с лимитом в одну-две зарплаты.
ОСТОРОЖНОСТЬ НЕ ПОМЕШАЕТ
Банк России напоминает:
•хранить пин-код необходимо отдельно от карты;
•при использовании банкомата осмотрите клавиатуру, устройство для приёма карты — существуют специальные накладки, с помощью которых мошенники считывают ваши данные;
•подключите услугу «Мобильный банк», которая будет точно и полно информировать вас о поступлениях и расходах;
•не вводите пин-код при покупках в интернете.
Сегодня популярен интернет-банкинг — дистанционное банковское обслуживание при помощи смартфонов, интернет-сайтов и терминалов. Опасность в этом случае представляют вредоносные программы на компьютере клиента, похищающие данные, фальшивые сайты банков, потеря гаджетов с «мобильным банком». Обязательным должно быть наличие антивируса, внимательное изучение адресов и данных, отзывов об интернет-магазинах. Рекомендуется посетить и официальный сайт Банка России — www.cbr.ru. Здесь можно подать обращение, жалобу на действия каких-либо кредитных организаций.
«Чтобы разблокировать карту…»
Банк России отмечает рост обращений граждан, пострадавших от разного рода схем с незаконным использованием названия банка. Мошенничество становится возможным из-за невнимательности, доверчивости или неосведомлённости людей.
Мошенники направляют смс с заманчивыми предложениями. Работают они территориально: отрабатывают схему в одном регионе, пока она не становится очевидной, и потом переходят в другой. Либо меняют схему.
Все виды мошенничества сводятся к двум схемам. Первая — попросить у жертвы незначительную сумму, обещая огромное богатство после этого. Вторая — решить проблемы с якобы заблокированной картой, счётом. В результате мошенники получают доступ к личным данным. Жертвами, как правило, становятся две категории граждан: те, кто знает про уловки мошенников, но, сами попадая в такую ситуацию, теряются: вторые — пенсионеры, пожилые люди, которые не привыкли к обману, не имели дела со сложными финансовыми вопросами. Многие получают пенсии и субсидии на карту и, когда звонят мошенники, следуют их указаниям.
БЛОКИРУЙТЕ МОШЕННИКОВ
•Не принимайте решение впопыхах, не торопитесь перечислить деньги, позвонить по названному номеру. Посоветуйтесь с родными и близкими, соседями, теми, кому доверяете.
•Сразу же звоните в банк, если предложение поступает якобы от него, уточняйте, на самом ли деле заблокирована ваша карта.
•Ни в коем случае никому, даже банку, не сообщайте пин-код.
В последнее время активизировались смс-рассылки с текстом «Банк России заблокировал вашу карту». Так вот — Банк России с физическими лицами вообще не работает. Это очевидное мошенничество, поэтому сразу же обращайтесь в полицию.